Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - платен

Платен

платен
ПЛАТЕН Август, фон, граф (August von Platen, 1796-1835) немецкий поэт переходной эпохи, к-рой предшествовал разгром наполеоновской империи и за которой следовала мартовская революция 1848. Вел жестокую борьбу против немецкого романтизма и культивировал строгую классическую форму. Разоренный и деклассированный прусский дворянин, по объективному содержанию своего творчества поэт либеральной буржуазии, П. направлял свои удары в самый центр романтической реакции в так наз. Schicksalstragodie «трагедию рока», внедрявшую в сознание немецкого бюргера идею покорности судьбе и установленному порядку. Отталкиваясь от романтизма, в своем собственном творчестве П. возвращался к традициям немецкого прогрессивного бюргерства XVIII в. и противопоставлял романтизму рационализм, вольтерьянство, культ античности эпохи немецкого Просвещения.Начав с подражаний восточной поэзии («Газели» «Ghaselen», 1821; «Новые газели» «Neue Ghaselen», 1823), П. в дальнейших своих произведениях в своих сонетах, романсах и песнях «Lyrische Blatter» (Лирические листки, 1821), «Hymnen» (Гимны, 1817), а также «Sonette aus Venedig» (Венецианские сонеты, 1825) следовал античным образцам, воспевал дружбу, любовь, вино, любование природой. П. подражал одам, эклогам и гимнам Горация, Феокрита и Пиндара, вводя, в противоположность романтической мелодийности, холодную и тяжеловесную ритмику античных стихотворных жанров. В более свободной форме написаны его романсы и баллады, а также сказочный эпос «Die Abassiden» (Абассиды, 1830-1834, изд. в 1835).Две сатирические комедии П. «Die verhangnisvolle Gabel» (Роковая вилка, 1826) и «Der romantische Oedipus» (Романтический Эдип, 1829), к-рые автор назвал комедиями в стиле Аристофана, высмеивают поздний немецкий романтизм, в особенности так наз. трагедию рока (Мюлльнер), и модных писателей 20-х гг., подражателей Коцебу (Клаурена, Тромлица и др.). В «Эдипе» П. свел счеты с Гейне и Иммерманом, на резкие сатирические выпады к-рых он отвечал с безудержной запальчивостью, не стесняясь прибегать к клевете, чтобы опозорить противника. Обе комедии представляют точное до мелочей подражание древнегреческой форме: мы находим в них и хоры и парабазы (сатирические обращения корифея к публике); в них нет никакого сценического действия.П. принадлежит та заслуга, что он один из первых в Германии культивировал политическую лирику, являясь в некотором отношении учителем немецких политических поэтов 40-х гг. (напр. Гервега), также не пренебрегавших классическими формами. Самые простые и сильные тона он находил именно тогда, когда выдвигал свои либеральные лозунги борьбы против бюрократии нем. абсолютизма и в период польских восстаний против душившей народ царской монархии («Polenlieder» «Польские песни» написаны в 1830-1831, но вследствие цензурных затруднений опубликованы только после смерти П.).

Библиография:

I. На русск. яз.: Завещание, перев. Н. Грекова; Гробница в Бузенто, перев. А. Шаржинского, см. «Немецкие поэты», под ред. Н. В. Гербеля, СПБ, 1877; Gesammelte Werke, Stuttgart, 1839; Gesammelte Werke, 5 B-de, hrsg. von K. Godeke, Stuttgart, 1843; Werke, hrsg. von C. E. Redlich, 3 B-de, Berlin, 1888; Werke, hrsg. von G. A. Wolff u. V. Schweitzer, 2 B-de, Leipzig, 1895; Tagebucher, hrsg. v. E. Petzet, Leipzig, 1928.

II. Schlosser R., August Graf von Platen, 2 B-de, Munchen, 1910-1913; Jobst H., uber den Einfluss der Antike auf die Dichtung A. v. Platens, Munchen, 1928.

III. Greulich O., Platens Literaturkomodien, Bern, 1901; Katalog d. Platen-Archivs, bearb. v. E. Ruhe, Erlangen, 1929.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины