Литературная энциклопедия - плеоназм
Связанные словари
Плеоназм
плеоназм
ПЛЕОНАЗМ (греч. «pleonasmos» «излишество») термин античной стилистики, означающий накопление в речи слов, имеющих то же значение и потому излишних: «старый старик», «юный юноша». К П. следует отнести также некоторые стилистические фигуры, выделявшиеся античной стилистикой под особыми названиями: эпаналепсис, т. е. повторение уже названного раньше («The nobles they are fled, the commons they are cold» Шекспир), figura etymologica и annominatio, т. е. повторение при глаголе дополнения, образованного от той же основы с определением или без него («спать мертвым сном», «горьким смехом смеяться»). Близкими к плеоназму стилистическими фигурами являются тавтология и отчасти перифраз .В античной стилистике и грамматике П. даются различные оценки: Квинтилиан, Донат, Диомед определяют П. как перегруженность речи излишними словами, следовательно как стилистический порок; напротив, Дионисий Галикарнасский определяет П. как обогащение речи словами, на первый взгляд излишними, но в действительности придающими ей ясность, силу, ритмичность, убедительность, пафос, неосуществимые в речи лаконической (brachylogia).В действительности стилевая функция П. определяется характером стиля и жанра. В речи риторической различные формы П. не только допустимы, но и приобретают положительное значение, выделяя и подчеркивая, те или иные оттенки мысли и ее переходы. Значение П. как риторического приема вскрывается и в пародиях на судебное и церковное красноречие, обычно подчеркивающих П.
как наиболее характерный момент последнего. Плеоназм в художественной речи типичен для классов и эпох, тяготеющих к риторизму, по причинам весьма различным: как в результате отмирания живого идейного содержания поэзии и сосредоточивания внимания на формальных достижениях (поэзия барокко, прециозная поэзия), так и вследствие малой литературной культурности класса (фаблио городского сословия в средние века) и остроты политической ситуации, побуждающей классы-антагонисты прибегать к риторическим жанрам (ораторской речи, проповеди, эпистолии и т. п.) как орудию прямого воздействия и самозащиты (лит-pa реформации и контрреформации).Библиография:Риторика, Стилистика. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos излишество) употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Напр., плеоназм в словосочетании "своя автобиография" (в слове "автобиография" уже содержится понятие "своя"). ...Большой энциклопедический словарь
2.
ПЛЕОНАЗМ — приток слов, при остановленности смысла, включенного в них. Простейший тип — т. н. тавтология (тождесловие): например, «душа есть совокупность душевных явлений» или «свет — колебание световых частиц» (из учебников 90-х гг.). Но при гибкости современного синтаксиса и богатстве синонимов, тавтологии легко избежать, делая плеоназм из явного скрытым: у современных писателей он, обычно, превращается из тавтологии в накопление синонимов. Устная речь, вследствие невозможности «переслушивания» ее, всегда менее компактна, чем речь письменная, допускающая перечитывание. Поэтому в так называемой реторике, искусстве устной речи, вполне допустима т. н. амплификация, распространение, повторность и синонимичность слова. Но и здесь скрытый плеоназм требует осторожности и умеренности в пользовании им. Цицерон заявляет («De Oratore»), что самый молчаливый из людей — оратор. Но на практике Цицерон сам злоупотребляет плеоназмом, который проникает в плотную ткань его речи в виде все более ширящихся логических пробелов: слова идут — мысль стоит. У Квинтилиана вся речь как бы разжижена: плеоназм неуловим, но он везде. Возникновение...Словарь литературных терминов
3.
(от греч. pleonasmos излишество) разновидность речевой избыточности: повторение в тексте близких по смыслу и потому ненужных слов и оборотов речи, употребление лишних обстоятельств или определений (предчувствовать заранее, повседневная обыденность). В художественном тексте стилистическая фигура, средство усиления выразительности речи, например: "И мы плывем, пылающею бездной, // Со всех сторон окружены" (Ф.И. Тютчев). Употребление экспрессивно окрашенных плеонастических сочетаний характерно для фольклора (грусть-тоска, путь-дороженька, море-окиян).Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...Словарь литературоведческих терминов
4.
ПЛЕОНАЗМ (от греческого pleonasmos излишество), употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности, например "своя автобиография" (в слове "автобиография" уже содержится понятие> "своя"). ...Современная энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 899 | |
2 | 742 | |
3 | 667 | |
4 | 657 | |
5 | 627 | |
6 | 511 | |
7 | 494 | |
8 | 483 | |
9 | 481 | |
10 | 479 | |
11 | 477 | |
12 | 452 | |
13 | 452 | |
14 | 440 | |
15 | 435 | |
16 | 430 | |
17 | 424 | |
18 | 424 | |
19 | 424 | |
20 | 409 |