Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - прокофьев

Прокофьев

прокофьев
ПРОКОФЬЕВ Александр Андреевич (1900-) современный поэт. Р. на Ладоге в семье крестьянина-рыбака. Окончил три класса учительской семинарии. С 1919 по 1930 в Красной армии. В гражданскую войну дрался на Питерском фронте. Был в плену у Юденича и бежал. Печатается с 1927 в «Комсомольской правде» и «Юном пролетарии». Был членом ЛАПП (группа «Резец»).П. талантливый, оригинальный поэт современности. Он сочетает дарование лирика с умением дать эпическое изображение. В своем творчестве разрабатывает две основных для советской литературы темы тему гражданской войны и тему перестройки деревенской жизни, ярко выражая настроения поднявшегося к революционной практике крестьянина-бедняка, постепенно преодолевающего ограниченность своего мироотношения. Первая книга П. «Полдень» (1931) книга о ладожской деревне, деревне восстановительного периода; начиная с «Улицы Красных зорь» (1931; второй книги), поэт надолго перешел к теме гражданской войны. Лишь в последнее время он снова обратился к реконструирующейся деревне. В своей работе над синтаксисом, словарем, интонациями поэт широко опирается на народное творчество. В лирике Прокофьев использует преимущественно песенно-прибауточную поэзию, в последних же своих стихах он переходит к разработке былинно-эпического творчества.Осваивая фольклор, П. далек однако от стилизации и имитации. Поэт выражает чувства и мысли, типичные для революционного крестьянства. В первой же книге Прокофьева выражены чувства интернационализма, преданности пролетарской революции, ненависти к ее врагам, пафос борьбы. Но бок о бок с этими мотивами дана поэтизация стихийничества.

Переходя к теме гражданской войны, П. расширяет запас своих изобразительных средств, удачно осваивает «балладный лад»; поэтизация стихийной, неорганизованной ненависти к врагу, прославление молодецкой удали и т. п. проходят через этот цикл стихов Прокофьева.ны» лирическая и патетическая приподнятость, свойственные поэту, ослаблены.

Усиливаются повествовательные интонации, шире используются фольклорные прибаутки, присказки, частушки, даже заговор. В антипоповских стихах удачно используются иронические интонации. После некоторых неудач (например «Перечень профессий», «Ответ») П. дает цикл лирических стихов, отличающихся более широким кругозором и ослаблением ладожской «этнографичности».

Наряду с превосходной политической лирикой здесь значительную группу составляют стихи на литературные темы, выражающие некоторую смятенность поэта.Для П. последнего времени характерно стремление к новым мотивам, к тематическому обогащению своей поэзии. С этим связано и расширение изобразительных средств, реконструкция стиха.

Органическая революционность поэта, талантливость его и значительное мастерство дают все основания говорить о больших творческих возможностях П.

Библиография:

I. Полдень, ГИХЛ, М.-Л., 1931; Улица Красных зорь, ГИХЛ, М.-Л., 1931 (два изд.); Победа, Третья книга стихов, ГИХЛ, Л.-М., 1932; Сотворение мира, Избранные стихи, ГИХЛ, М.

-Л., 1932 (Массовая биб-ка); Стихотворения, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1933; Дорога через мост, изд. то же, Л., 1933; Временник, Стихи 1932-33 гг., Ленгихл, Л., 1934; Сборник стихов. (Вводная статья И. Гринберг), издание Лоиз, Л., 1934; Избранное, Гослитиздат, Ленинград, 1935.

II. Отзывы: об «Улице Красных зорь»: «Книга строителям социализма», 1931, № 11; Мессер Р.

, «Звезда», 1931, № 2. О сб. «Полдень»: «Книга строителям социализма», 1931, № 15. О сб. «Сотворение мира»: «Книга строителям социализма», 1931, № 32-33. О сборнике «Победа»: Скоблин Ю., «Книга строителям социализма» (Художественная литература), 1932, № 8; Саянов В., Письма о современной поэзии. (Письмо первое), «Ленинград», 1931, № 2; Гринберг И., А. Прокофьев, «Литературный современник», 1933, № 10; Тарасенков А., О поэзии А. Прокофьева, «Знамя», 1933, № 11; Тихонов Н., Поэзия большого плана, «Литературная газета», 1934, № 68, 30 мая. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПРОКОФЬЕВ Александр Андреевич (1900-71), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Поэзия, пронизанная оптимистическими настроениями, ориентирована на северо-русский говор и фольклор: сборники "Полдень" (1931), "Заречье" (1955), "Приглашение к путешествию" (1960; Ленинская премия, 1961); поэма "Россия" (1944; Государственная премия СССР, 1946).2. ...
Русская энциклопедия
2.
  Иван Прокофьевич (1758, Санкт-Петербург – 1828, там же), русский скульптор. Обучался в Петербургской академии художеств у Н. Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. В 1779—84 гг. стажировался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, где занимался в мастерской П. Жюльена. С 1784 г. преподавал в АХ.И. П. Прокофьев. Фонтан «Волхов». Петергоф. 1800—01 гг.   Статуя «Морфей» (1782), выполненная в Париже, свидетельствует об усвоении им принципов классицизма. Однако в следующем крупном произведении Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками» (1785), за которое он был удостоен звания академика, прослеживаются черты рококо. Прокофьев много работал в портрете, создав ок. 50 портретных бюстов и медальонов, многие были выполнены в хрупком материале – терракоте (обожжённой глине) и не сохранились до наших дней. В настоящее время известны лишь терракотовые портреты четы А. Ф. и А. Е. Лабзиных (1802). Прокофьев участвовал в скульптурном оформлении ряда петербургских зданий, работая преимущественно в барельефе (барельефы для дома И. И. Бецкого, 1784; статуя Минервы для купола, серия барельефов для парадной и для чугунной лестницы здания АХ, 1785—86; барельефный...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины