Литературная энциклопедия - риторический вопрос
Связанные словари
Риторический вопрос
риторический вопрос
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, так наз. фигуры . Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, к-рые по существу ее не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий ее выразительность. Так, Р. в. представляет собой в сущности утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен, напр.:«Могу ль узреть во блеске новомМечты увядшей красоту?Могу ль опять одеть покровомЗнакомой жизни наготу?» (Жуковский).Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идет речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.Аналогичный условный характер имеет и риторическое восклицание, в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придается, выражая тем самым отношение к данному явлению, напр.:«Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!Привод, вихрь дли! Не опоздай!» (Брюсов).Здесь слова «взмах», «взлет», так сказать, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.В этом же примере находим и риторическое обращение, т. е. опять условное обращение к предметам, к к-рым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!» и т.
д.). Структура такого обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.Таким образом все эти риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, передающими известную приподнятость и патетичность повествования. Фигуры. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, см. Фигура.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925 ...Словарь литературных терминов
2.
(от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:Не вы ль сперва так злобно гналиЕго свободный, смелый дарИ для потехи раздувалиЧуть затаившийся пожар?…М.Ю. ЛермонтовР. в. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению. Р.в. используется в поэтической и ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а также в разговорной речи.Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...Словарь литературоведческих терминов
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 899 | |
2 | 742 | |
3 | 667 | |
4 | 657 | |
5 | 627 | |
6 | 511 | |
7 | 494 | |
8 | 482 | |
9 | 481 | |
10 | 479 | |
11 | 476 | |
12 | 452 | |
13 | 451 | |
14 | 440 | |
15 | 435 | |
16 | 430 | |
17 | 424 | |
18 | 424 | |
19 | 424 | |
20 | 409 |