Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - сатана или дьявол

Сатана или дьявол

сатана или дьявол
САТАНА (греч. Satanas), или ДЬЯВОЛ (греч. Diabolos) в христианской мифологии воплощение злого начала, владыка ада, некогда добрый ангел (Люцифер), поднявший восстание на бога, но низверженный им в преисподнюю. Согласно Апокалипсису перед «концом мира» С. будет властвовать над землей, вступит в открытый бой с богом, но будет побежден и окончательно повержен. Образ С. князя адских сил, источника зла обычен в средневековой литературе. В эпоху Возрождения, с развитием буржуазного вольномыслия, С. нередко рисуется в комическом виде. Во французских фаблио, в шванках и фастнахтшпилях Г.Сакса это чаще всего «глупый бес» (der dumme Teufel), к-рого без труда дурачат лукавые ландскнехты и пр. В XVIIв. величайший поэт пуританской революции Мильтон делает образ мятежного Люцифера воплощением революционной патетики в своей поэме «Потерянный рай». В XVIIIв. «бурные гении» в Германии (Гёте, Клингер, Мюллер) трактуют тему дьявола (Мефистофель) в связи с социально-философской проблематикой просветительского движения (см. «Фауст»). В новейшее время, в период декаданса буржуазной культуры, в связи с развитием мистических исканий тема «князя тьмы» в буржуазной литературе вновь приобретает значение, лишаясь однако тех просветительских тенденций, к-рые характеризовали ее в предшествующий период.

Библиография:

DreyerM., Der Teuffel in der Dichtung des Mittelalters, Diss., Rostock, 1884; OsbornM., Die Teufelsliteratur des 16. Jahrhunderts, Berlin, 1893; MatuszewskiJ., Djawol w poesij, Warszawa, 1894 (русск. перев. В.М.Лаврова, М., 1901); LandauM., Holle u. Fegfeuer in Volksglaube, Dichtung u. Kirchenlehre, Halb., 1909; HaslinghuisE.J., De Diuvel in het Drama der middeleuwen, Diss., Leiden, 1913; RudwinM.J., Devil in legend and literature, Chicago, 1931. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины