Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - скандовка

Скандовка

скандовка
СКАНДОВКА от (латин. «scandere») чтение метрических стихов с отчетливым разделением их на степени и с подчеркиванием тезисов и арсисов, т.е. сильных и слабых долей стопы .Прием С., вместе с понятием стопы, был перенесен и теорию русского силлабо-тонического стихосложения, причем под С. стали подразумевать такое чтение стихов, при к-ром ударения расставляются через равные промежутки, независимо от того, совпадают ли они с реальными ударениями стиха или нет.

Так. обр. при С. отдельные слова могут терять свои естественные ударения (атонироваться) и могут приобретать сверх своих нормальных также дополнительные, искусственные ударения. Невоможно лишь перемещение естественного ударения слова. Обязательным условием является проведение раз изобранной схемы С. через все стихотворение.

Поэтому если в некоторых стихах приходится перемещать естественные ударения слов, то схема С. выбрана неправильно, и необходимо отыскивать другую. Примеры С.: Но Ко`/чубе`й/бога`т/ и го`рд/. Не до`л/гогри`/выми` /коня/мии п. д. (схема: -U-U-U-U(U), размер 4-стопный ямб). С. в русском силлабо-тоническом стихе служит для отыскивания «размера» данного стихотворения, к-рый далеко не всегда может быть определен с первого взгляда. С. в русском силлабо-тоническом стихе служит для отыскания «размера» данного стихотворения, к-рый далеко не всегда может быть определен с первого взгляда. Дело в том, что стопа, введенная Тредьяковским и Ломоносовым в русское стихосложение, оказалась в применении к русскому стиху не вполне реальной ритмической единицей. С первых же шагов выявилось, что из однородных стоп (особенно в наиболее употребительных двусложных размерах) русские стихи писать невозможно. «Чистые ямбические стихи, говорит Ломоносов, трудновато писать». Еще отчетливее заявляет Тредьяковский, что в хорее и ямбе «полагается стопа пиррихий... без чего ни единого нашего стиха составить не можно». Пиррихии (пропуски ударений), спондеи (сверхсхемные ударения) и т.п., вплетаясь в ямбы и хореи, настолько затемняют основной размер, что он может быть выявлен только при помощи С., к-рая насильственно упрощает акцентный рисунок стиха и тем самым облегчает первоначальную ориентировку. см. Стихосложение. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины