Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - суриков

Суриков

суриков

СУРИКОВ Иван Захарович (1841-1880) поэт. Р. в деревне Новоселовке, Угличского уезда, Ярославской губ. Отец С. был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем. Восьми лет С. был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам.

С. помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, С. начал писать стихи. В 1862 С. познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале «Развлечение» появилось первое стихотворение С. В 1864 С. после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние.

Ища забвения от жизненных испытаний, С. пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: «На мосту», «На могиле матери», «Шум и гам в кабаке». После примирения с отцом С. вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов С., и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы», где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты («Садко», «Богатырская жена» и др.

).Стремясь объединить поэтов-самоучек, С. совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник «Рассвет». В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов С. В 1875 С. был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжелые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели С.

к туберкулезу.В стихах С. показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых сирот; пьяница-сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене; тягостная доля фабричного рабочего, сделавшегося жертвой несчастного случая на фабрике, таковы характерные образы С.

Но, показывая картину страданий городской бедноты, стихи С. были лишены действенного гнева. «Грустны песни мои, как осенние дни», говорит С. в одном из своих стихотворений; «Мой стон больной звучит тяжелою тоской», повторяет он в другом. С. чужд настроений революционного крестьянства, нашедших выражение в стихах Некрасова и Курочкина.

С. считал себя преемником и продолжателем Кольцова и Никитина. Влияние Кольцова на С. носит более формальный характер, к Никитину же он близок органически. Ко второй половине 70-х гг. С. дал несколько более оптимистических стихотворений, как «Ой, дубинушка, ты ухни» и «Казнь Стеньки Разина».

Но суриковская «Дубинушка» носит слишком отвлеченный характер, а стихотворение о Стеньке Разине лишено каких-либо намеков, позволяющих перекинуть мост от далекого прошлого к революционным событиям 70-х гг.Несмотря на все эти недостатки, в ряде своих оригинальных стихотворений С. выразил с достаточной силой стоны и скорбь придавленной городской бедноты.

Популярность произведений С. сказалась в том, что многие его стихи распевались этой беднотой и сделались достоянием народных песенников («Эх, ты, доля, моя доля», «Сиротою я росла», «Толокно», «Казнь Разина» и др.).

Библиография:

I. Стихотворения И. З. Сурикова (Полное собрание с портретом автора и биографич.

очерком Н. А. Соловьева-Несмелова), 4 изд., М., 1884; И. З. Суриков, Его жизнь и песни. Сост. И. Белоусовым, М., 1923; Песни, былины, лирика, письма к самородкам-писателям, М., 1927.

II. Марков В. Навстречу (Очерки и стихотворения), СПБ, 1878 (см. гл. Новейшая поэзия); Н-в Н., И. З. Суриков, «Живописное обозрение», СПБ, 1900, № 19 от 7 мая; Козырев М. А., Воспоминания об И. З. Сурикове, «Историч. вестник», 1903, сентябрь; Яцимирский А. И., Из жизни народного певца, «Образование», 1905, № 4; Его же, И. З. Суриков (1841-1880) в семье своих литературных преемников (по неиздан. материалам), «Русская старина», 1905, апрель; Скабичевский А. М., История новейшей русской литературы (1848-1908), 7 изд., СПБ, 1909; Суриков И. З., в кн.: Русский биографич. словарь, том Суворова Ткачев, СПБ, 1912; Брусянин В., Поэты-крестьяне Суриков и Дрожжин, 3 изд., М., 1915; Иванов А., Поэт печали, «Ежемесячный журнал», 1916, № 5; Золотарев С., Писатели-ярославцы (вып. I), Ярославль, 1920; Кубиков И., И. Суриков и Ф. Решетников, «Дело», 1916, № 3; И. З. Суриков, «Лит. учеба», 1936, № 4. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СУРИКОВ Александр Александрович (род. 1940), глава администрации Алтайского края с 1996.2. ...
Русская энциклопедия
2.
  СУРИКОВ Василий Иванович (1848 1916), российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народные массы, выделяя вместе с тем яркие, сильные личности. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Меншиков в Березове", 1883; "Покорение Сибири Ермаком", 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. ...
Современная энциклопедия
3.
  Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва), русский живописец и график, выдающийся мастер исторической картины. Родился в старинной казачьей семье, его предки пришли с Дона в Сибирь вместе с Ермаком. Учился у местного художника Н. В. Гребнева, затем в Петербургской академии художеств (1869—75) у П. П. Чистякова. Первым самостоятельным полотном стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади» (1870). В 1875 г. написал картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста», за которую получил звание художника I степени и Большую серебряную медаль. В 1877—78 гг. выполнил в Москве монументальные росписи на хорах храма Христа Спасителя. С 1881 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Москва поразила художника своей древней архитектурой. Он «допрашивал» её памятники, изучал предметы быта. «Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и, вдруг, в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось…» – вспоминал Суриков. В картине «Утро стрелецкой казни» (1881) художник впервые...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины