Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - светлов

Светлов

светлов
СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич (1903-) современный поэт. До 1927 член ВЛКСМ. Как поэт С. сформировался в 1924-1927. Входил в группу «Перевал» , позднее в РАПП . Социалистическая революция сделала С. поэтом и определила строй его поэзии.Торжественный романтический пафос нашей революции характернейшая черта творчества С. В его книгах большое место занимает гражданская война в пороховом дыму, бряцании сабель, ржании походных коней. Героика борьбы и смерти за революцию нашла себе яркое выражение в ряде лучших романтических стихотворений С. («Гренада», «Звезды», «Пирушки», «Двое», «В разведке», «Граница», поэма «Хлеб» и др.). Герои С. это символы огромного духовного подъема массы в героической борьбе. Типичен для С. герой «Гренады». Но мироощущение С. не столько активное, сколько жертвенное. Он прославляет смерть в борьбе. С. мастерски использует контрасты тщательное детализирующее описание обстановки действия и действующих лиц сочетается у него с лирически приподнятым, пафосным воспеванием революции.Скрестив в своем творчестве поэтическое оружие иронии с лирическим «intermezzo», С. создал своеобразный жанр стихотворного раздумья. В лиричности и в иронии С. оказался наследником и учеником Гейне. Но С. вовсе не «советская копия» Гейне. Ирония для С. средство отрицания не действительности в целом, а лишь отдельных ее, неприемлемых для нового общества сторон и качеств. Ирония С. обращена и по адресу того воображаемого «железобетонного» оппонента, к-рый захотел бы отрицать возможность большой искренней человеческой любви у людей современности. В одном из своих лучших стихотворений «Старушка» (1927) С., прямо обращаясь к громыхающему «ваятелю красных человеческих статуй», иронически кается:«Простите меня я жалею старушек,Но это единственный мой недостаток».Ирония служит у С. для усиления контраста между теми явлениями будничной и вместе с тем подлинно революционной жизни, к-рые он хочет лирически возвысить, облагородить, и теми сторонами действительности, к-рые требуют устранения, отрицания. Объекты сатирического осмеяния С. это схоласты, леваки, упрощенцы. Их он высмеивает преимущественно косвенно как реальных, а иногда воображаемых оппонентов (стих. «На море», «Живые герои», «Проводы» и др.). Ирония насыщена глубокой ненавистью в тех случаях, когда С. обращается к врагам революции («Нэпман»). Иногда ирония переходит в мягкий юмор, подчеркивая теплое, интимное отношение поэта к описываемому.Мировоззрение С., формировавшееся в годы нэпа, противоречиво. Пройдя боевую школу комсомола эпохи военного коммунизма, С. все же не сумел преодолеть некоторых мелкобуржуазных интеллигентских черт. Они особенно сказались в годы восстановительного периода. Романтика гражданской войны заслонила для него на время созидательные задачи нового этапа революции. Военная опасность, одно время особенно остро грозившая Советскому Союзу с западных границ, вопринимались С. в 1927 («Перед боем») как явление почти «положительное». Выражая боевую готовность защищать свою социалистическую родину, С. в то же время представляет настроения стихийно-анархического недовольства периодом мирного строительства. Оборотная сторона этого политического настроения пессимизм, достигающий остроты в ярком, но идейно ущербном стихотворении «Дон-Кихот» (1929). В это же время С. создал ряд первоклассных стихотворений. Такова напр. «Рабфаковка» (1925), в к-рой С. удалось дать тонкую по мастерству цепь художественных сближений между девушкой-героиней гражданской войны, и рабфаковкой, берущей твердыни учебных зачетов. Таково также скупое, но крайне выразительное стихотворение «Баллада о чекисте Иване Петрове» (1933).Нередко, когда С. обращается к поэтическому воплощению героических тем современности, стих его теряет лиричность, становится суше, газетней, прозаичней («Над Москвой», ряд газетных стихов о челюскинцах и др.).Упадочные, пессимистические мотивы в настоящее время С. преодолевает. С. идет по правильному пути, он не отметает основного созданного им в прошлые годы, не зачеркивает свой лирико-иронический, романтический подход к действительности, а старается насытить его новым и свежим социальным материалом.

Библиография:

I. Рельсы, Стихи, предисл. В.Рожицына, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923; Стихи, изд. «Молодая гвардия», Л., 1924; Стихи о себе, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923; Корни, Стихи, изд. «Московский рабочий», М., 1925; Ночные встречи, Стихи, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1927; Хлеб, Поэма, изд. «Московский рабочий», М. Л., (1928); Книга стихов, Гиз, М. Л., 1929; Избранные стихи, изд. «Огонек», М., 1929; Гренада, изд. «Молодая гвардия». (М.), 1930; То же, Гиз., М. Л., 1930, Избранные стихи (1923-1931), изд. «Федерация, М., 1932; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935. Для детей: Горнист, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1931.

II. Машбиц-ВеровИ.М., Корни и «корни». О поэзии Михаила Светлова, «Комсомолия», 1925, №8; АсеевН., М.Светлов, «На литературном посту», 1927, №10; ПакентрейгерС., Лирика ума (М.Светлов), «Новый мир», 1927, №10; ПоступальскийИ., Поэзия М.Светлова, «Звезда», 1929, №4; РыковаН., Михаил Светлов, «На литературном посту», 1929, №17; ВиноградовИ., О творчестве М.Светлова, там же, 1929, №20; СурковА., Поэзия на новом этапе, «Молодая гвардия», 1931, №5-6; СоловьевВ., Михаил Светлов, «Ленинград», 1930, №3; ЛейтесА., Перевооружение романтики. М.Светлов, «Литературная газета», 1933, №57, 11 дек. Отзывы: СмирновН., «Красная новь», 1923, №7 (о «Рельсах»); ИсбахИ., «Октябрь», 1924, №1; Лаврова Кл., «Вестник книги», 1924, №4-5; ИсбахИ., «Книгоноша», 1924, №16 (о «Стихах»); ВеровА., «Октябрь», 1925, №5; Машбиц-ВеровИ., «Новый мир», 1925, №6 (о «Корнях»); Оксенов Ин., «Звезда», 1927, №8; ПоступальскийИ., «Красная новь». 1927, №7 (о «Ночных встречах»); Его же, «Новый мир», 1929, №5 (о поэме «Хлеб»); ЗелинскийК., «Литературная газета», 1929, №12; ЗенкевичМ., «Новый мир», 1930, №2 (о «Книге стихов»).

III. ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. Л., 1928.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич (1903-1964), русский поэт, драматург. Стихи середины 20-30-х гг. отмечены романтическим восприятием событий Гражданской войны и комсомольской юности (в т. ч. "Гренада", "Песня о Каховке", ставшие популярными песнями). Лирические пьесы ("Двадцать лет спустя", 1940). В поздней лирике (сборники "Горизонт", 1959, "Охотничий домик", 1964) интонации раздумья, дружеской беседы. Остроумные поэтические экспромты. Ленинская премия (1967, посмертно).Источник: Энциклопедия "Отечество" ...
Русская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины