Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - алексин

Алексин

алексин
АЛЕКСИН (Ἀλεξίνος) из Элиды (кон. 4 нач. 3 в. до н. э.), греческий философ, представитель Мегарской школы, один из преемников Евбулида. Диоген Лаэртий (D. L. II109), ссылаясь тГермиппа, сообщает, что А. переселился из Элиды в Олимпию, где какое-то время преподавал, имея намерение основать таким образом новую «олимпийскую школу». Однако вскоре из мало пригодной для жительства Олимпии он с учениками ушел.

Сочинения А. не сохранились, по названиям известны: «Опровержения» (Ἀντιγραφαί), «О воспитании» (Περὶ ἀγωγῆς), «Записки» (Ἀπομνημονεύματα), «О самодостаточности» (Περί αὐταρκείας). Кроме ТОГО, он писал против стоика Зенона и историка Эфора и сочинил пеан в честь Кратера Македонца. Судя по сообщаемым у Диогена Лаэртия сведениям, А. был прежде всего эристиком, подобно мегарику Менедему из Эретрии. За увлечение спорами его прозвали Ἐλεγξῖν («Опровергатель», в пер. М. Л. Гаспарова «Укусин»). Мегарская школа не представляла собой единого направления, так что, хотя А. считался мегариком, сам он не проявлял школьной лояльности и, напр., о Стильпоне из Мегары говаривал «всякие гадости в городе на прогулке» (Plut. De vit. pud. 536a9—10).

Излюбленной мишенью А. был стоик Зенон из Кития, чьи доказательства разумности и одушевленности космоса (см. SVF 1111= Sext. Adv. math. IX 104) А. пародировал следующим образом: «Способный к поэтическому творчеству лучше неспособного, а грамотный — неграмотного, и так же в случае со всеми остальными искусствами: тот, кто в них разбирается, лучше того, кто не разбирается; но нет ничего лучше космоса. Следовательно, космос способен к поэтическому творчеству и грамотен» (Adv. math. IX 108-109). Секст называет этот силлогизм А. «передергиванием» (παραβολή). Но сами стоики внимательно отнеслись к критике А. -Аристон Хиосский написал специальное сочинение «Против возражений Алексина» (SVF I 333 [12]).

Фрагм.: GiANNANTONi, SSR I, 1991, p. 61-68, fr. II С 1-19; Döring К. Die Megariker. Amst, 1972, p. 21-27.

Лит.: Arnim H. von. Ein Bruchstuck des Alexinos, Hermes 28, 1893, S. 65-72; Zoubos A N. [Zoumpos]. Ἀλεξῖνος ὁ Ἠλεῖος. Συμβολὴἐἰς τὴν ἱστορίαν της Μεγαρικῆς σχολῆς. Ath., I960; Schofield Μ. The syllogisms of Zeno of Citium, Phronesis 28, 1983, p. 31-58.

M. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АЛЕКСИН АЛЕКСИН ('Αλεξίνος) из Элиды (кон. 4—нач. 3 в. до н. э.)—греческий философ, представитель Мегарской школы, преемник Евбулида (Diog. L. II 109). Судя по сообщаемым у Диогена Лаэртия сведениям. Алексин был прежде всего эристиком, как и его коллега по школе Менедем из Эретрии,— главным содержанием его сочинений (не сохранились) были споры, за увлечение которыми его прозвали ΈλεγξΙν (Опровергатель, в пер. М. Л. Гаспарова Укусин). Излюбленной мишенью Алексина был стоик Зенон из Китая, чьи доказательства разумности и одушевленности космоса (см. SVF lll=Sext. Emp. Adv. Math. DC 104) он пародировал следующим образом: “Способный к поэтическому творчеству лучше неспособного, а грамотный—неграмотного, и так же в случае со всеми остальными искусствами: тот, кто в них разбирается, лучше того, кто не разбирается; но нет ничего лучше космоса. Следовательно, космос способен к поэтическому творчеству и грамотен” (Adv. Math. К 108—9). Секст называет этот силлогизм Алексина “передергиванием” “παραβολή”. Но сами стоики внимательно отнеслись к критике,— Аристон Хиосский написал специальное сочинение “Против возражений Алексина” (SVF I 333 [12]).Лит.: Giannantoni G. (ed), Socratis...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины