Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - аркесилай

Аркесилай

аркесилай
АРКЕСИЛАЙ (Ἀρκεσίλαος) (315 до н. э., Питана в Эолии 241 до н. э., Афины), греческий философ, основатель и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической), Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (D. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемической диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» (ἰσοσθενεῖς) речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками — вторая отличительная черта А. и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150-157), возражения А. направлены главным образом против стоического учения о «постижении» (κατάληψις), определяемом как «согласие на постигающее представление» (συγκατάθεσις τῆς καταληπτικῆς φαντασίας). Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, А. отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (εὔλογον) (Ibid. 158). Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Adv. Colot. 1122 с, f). Таким образом, положительная разработка практической этики у А. фактически построена на стоических понятиях.

Свидетельства и фрагм.: Mette H. J. Zwei Akademiker heute: Krantor von Soloi und Arkesilaos von Pitane, Lustrum 26, 1984, p. 41-94.

Лит.: Coussin P. Le Stoïcisme de la Nouvelle Académie, RHPh 3, 1929, p. 241-276; Gigon O. Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie, MusHelv 1, 1944, S. 47-64; WeischeA. Cicero und die Neue Akademie. Münst., 1961; Krämer H. J. Piatonismus und hellenistische Philosophie. В.; Ν. Υ., 1971, S. 33-54; Levy C. Scepticisme et dogmatisme dans l'Acadé-mie. «L'ésoterisme» d'Arcésilas, REL 56, 1978, p. 335-348; Ioppolo A. M. Doxa e epoche in Arcesilao, Elenchos 5, 1984, p. 317-363; Long A. A. Diogenes Laertius, Life of Arcesilas, Diogene Laerzio storico del pensiero antico. Atti del convegno 1985, Elenchos 7, 1986, p. 429-449.

Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АРКЕСИЛАЙ АРКЕСИЛАЙ (Arkesilaus) (315—241 до н.э.) — греч. философ, основатель Средней (скептической) Академии платоновской. Ученик Теофраста, затем Крантора. Продолжая традицию древнеакадемической диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками — вторая отличительная черта А. и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику, возражения А. направлены гл.обр. против стоического учения о «постижении», определяемом как «предположение постигающего представления». Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, А. отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное. Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремлении к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений. Т.о., практическая этика у А....
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины