Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - досократики

Досократики

досократики
ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Présocratiques; англ. Presoc-ratics), новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 вв. до н. э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократической» традиции. Термин укрепился в международной историко-философской практике главным образом благодаря классическому труду немецкого филолога-классика Г. Дильса (1848-1922) «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903), в котором впервые были с научной полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших античных авторов фрагменты из утраченных сочинений досократиков, а также доксографические и биографические свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет свыше 400 имен (большая часть их остается голыми именами), в том числе софистов, которых, однако, не принято называть «досократиками» (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистической», а не «до-сократической» философии), а также фрагменты предфилософских теокос-могоний (см. Орфизм, Ферекид).

Дильс исходил из античного, широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты досократиков» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного искусства).

Философия досократиков развивалась на Востоке в ионийских городах Мал. Азии и на Западе в греческих колониях Южн. Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (милетская школа и ее последователи) и «италийскую» (пифагореизм и элейская школа) ветви. В целом, для восточной, ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира, оттеснен-ность антропологической и этической проблематики (исключение — Гераклит с его пафосом религиозно-нравственного реформатора); для западной, италийской, традиции примат рационально-логического начала над чувственным, преимущественный интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. В центре внимания всей раннегреческой философии космос, понимаемый — с помощью доминирующего у досократиков метода аналогии либо биоморфно (гилозоизм), либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (см. Дике), либо у пифагорейцев на основе числовых моделей; существенную роль у досократиков продолжают играть унаследованные из донаучной картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди досократиков в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологического наследства двоичных классификаций и метафорической аналогии и давших программный для всей западноевропейской «метафизики» образец чисто логического конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмической жизни (противопоставление «природы и закона» -номос и фюсис впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (микрокосмос и макрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие четкого различения «материального» и «идеального».

Внутренний ход развития философии досократиков может быть представлен в следующей формуле: построению космологических систем уран-неионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими логико-теоретического обоснования возможности чувственного мира, и прежде всего движения и множественности; старый гилозоистический космос разложился, выделив в особую категорию «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты элей-ской школы возникли более механистические плюралистические системы 5 в. Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионийскими»), в которых на деанимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождественного бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, еще раньше сформулирован Анаксимандром). Среди досократиков почти не было «профессионалов» (первое исключение Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как государственные деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т. д. — прямая противоположность эллинистическому идеалу философа с его принципом «живи незаметно».

Фрагм.: DK I—III; Colli G. La sapienza greca. Vol. 1-3. Mil, 1978-1980; Kirk G. S., Raven J. £., Schofield M. The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts. Camb., 1983; Лебедев А. В. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. Ι. Μ., 1989; Маковелъский А. О. Досократики. Ч. 1-3. Казань, 1914-1919.

Лит.: Lloyd G. Ε. R. Polarity and analogy. Two types of argumentation in early Greek thought. Camb., 1966; Fraenkel H. Wege und Formen fruehgriechischen Denkens. Münch., 1968; Um die Begriffswelt der Vorsokratiker. Hrsg. ν. H.-G. Gadamer. Darmst., 1968; Hoelscher U. Anfaengliches Fragen. Gott., 1968; Studies in presocratic philosophy. Ed. by D. J. Furley and R. E. Allen. Vol. 1-2. L., 1970; Guthrie W. K. S. A History of Greek Philosophy. Vol. I. The Earlier Presocratics and Pythagoreans. Vol. II. The Presocratic Tradition from Parmenides to Democritus. Camb., 1962-1965 (лит.); West M. L. Early Greek philosophy and the Orient. Oxf., 1971; Fritz K. von. Grundprobleme der Geschichte der antiken Wissenschaft. В.; N. Y., 1971; Cherniss H. Aristotle's criticism of presocratic philosophy. N. Y, 1971; The Presocratics. A collection of critical essays. Ed. A. P. D. Mourelatos. N. Y, 1974; The Presocratics. Ed. E. Hussey. L., 1972; Barnes J. The presocratic philosophers. L., 1982 (библ.); Long A. A. (ed.). The Cambridge Companion to Early Greek Philosophy. Camb. (Mass.), 1998; ЛОСЕВ, ИАЭ I. Ранняя классика. M., 1963; Кессиди Φ. Χ. От мифа к логосу. M., 1972; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985.

Библ.: The Presocratic Philosophers: An Annotated Bibliography. Ed. by L. E. Navia, 1993.

А. В. ЛЕБЕДЕВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. до н.э.), а также их преемники в 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической 'сократической' и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге 'Фрагменты досократиков' в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848-1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. космос представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий земли, воды, воздуха и т.д., взаимно переходящих друг в друга. Человек и сфера социального, как правило, не вычленяются Д. из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у Д. изоморфны и подчиняются действию одних закономерностей. Ведущие представители Д., как правило, не являлись философами 'профессионалами' Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и др. Д. традиционно подразделяются на представителей 'ионийской' (милетской) школы с присущими ей эмпиризмом, сенсуализмом, акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира и 'италийское' (пифагореизм и элеаты) направление, характеризующееся...
История философии
2.
  ДОСОКРАТИКИ древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. до н.э.), а также их преемники 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической "сократической" и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге "Фрагменты досократиков" в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848-1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. космос представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий земли, воды, воздуха и т.д., взаимно переходящих друг в друга. Человек и сфера социального, как правило, не вычленяются Д. из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у Д. изоморфны и подчиняются действию одних закономерностей. Ведущие представители Д., как правило, не являлись философами "профессионалами" Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан, Пифагор, Парменид, Эм-педокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и др. Д. традиционно подразделяются на представителей "ионийской" (милетской) школы с присущими ей эмпиризмом, сенсуализмом, акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира и "италийское" (пифагореизм и элеаты) направление,...
Новейший философский словарь
3.
  ДОСОКРАТИКИ ДОСОКРАТИКИ — в узком смысле слова все др.-греч. философы, начиная с Фалеса (надо бы с Лина), в широком смысле и профилософы, начиная с Гомера (далее Гесиод, орфики, Ферекид, Лин) и до Сократа.Если что и есть между Д. в узком смысле общего, так это только то, что от их сочинений сохранились фрагменты, тогда как от исторического Сократа ничего не сохранилось.Приписывание Д. такой якобы общей им всем черты, как исключительная ориентация на космос и «фюсис» (природу), несостоятельно, т.к. софисты ориентировались на человека (именно человек — мера вещей) и на человеческое общество. Но и ранее человек интересовал Д. не меньше, чем «космофюсис». Уже первый философ Фалес не хотел иметь детей «из любви к детям», что ныне более актуально, чем Фалесово понимание архэ (начала). Громадное внимание человека к человеческому обществу уделяли пифагорейцы: воспитание, диалектика, евгеника, педагогика, медицина, этика, политика. Аналогичную тематику мы находим и у Демокрита.Д., далее, обычно приписывается в качестве определяющего учение о физических первоначалах — стихиях (стойхейон — элемент): Фалес — вода, Анаксимен — воздух,...
Философская Энциклопедия
4.
  — древнегреческие философы раннего периода (6—5 вв. до н.э.), а также их преемники в 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической "сократической" и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге "Фрагменты досократиков" в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848—1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. — космос — представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий — земли, воды, воздуха и т.д., взаимно переходящих друг в друга. Человек и сфера социального, как правило, не вычленяются Д. из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у Д. изоморфны и подчиняются действию одних закономерностей. Ведущие представители Д., как правило, не являлись философами — "профессионалами" — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор,Левкипп, Демокрит и др. Д. традиционно подразделяются на представителей "ионийской" (милетской) школы с присущими ей эмпиризмом, сенсуализмом, акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира и "италийское" (пифагореизм и элеаты) направление,...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины