Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - элидо-эретрийская школа

Элидо-эретрийская школа

элидо-эретрийская школа
ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА, одна из сократических школ (4-1-я пол. 3 в. до н. э). Основана Федоном из Элиды и была известна как «Элидская» ('Ηλιακή ἀϊρεσις)', преемником Федона был Плисфен из Элиды. После Плисфена школу возглавил ученик элидцев Мосха и Анхипила Менедем из Эретрии, и при нем она стала называться «Эретрийской» (Έρετριακή); видимо, на Менедеме история школы заканчивается. Другом Менедема был еще один представитель школы Асклепиад из Флиунта, вместе с ним слушавший Мосха и Анхипила; как и Менедем, он ничего не писал, в отличие от Федона, известного своими сократическими диалогами.

Во времена Федона и Плисфена в школе обсуждались традиционные софистические темы «воспитания нравственности» с особым акцентом на образовательной и преобразовательной силе философии; вероятно, одной из популярных школьных тем было обсуждение роли удовольствия для добродетельной жизни. При Менедеме более интересовались эристи-ческими диспутами в духе поздних мегариков-эристиков, один из которых, Стилъпон, вызывал наибольшее восхищение у Менедема. Характерное для Менедема сочетание мегарской эристики с близким к киническому мировосприятием лишь подчеркивает в целом неоригинальный характер учения Элидской (Эретрийской) школы.

Лит.: Mallet С. Histoire de l'école de Mégare et des écoles d'Elis et d'Erétrie. P., 1845. См. ЛИТ. К СТ. Сократические школы.

M. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКО́ЛА школа древнегреческой философии, объединявшая одну из небольших групп учеников Сократа с неясным для нас направлением мыслей. Федон из Элиды (по имени к-рого назван знаменитый диалог Платона), любимец Сократа, присутствовавший при его смерти 18-летним молодым человеком, основал в Элиде после смерти Сократа собств. школу, близкую к мегарской школе. Менедем и Асклепиад перенесли школу Федона в Эретрию, где эта школа имела кратковрем. успех. Менедема причисляли к эристикам и диалектикам (Sen. epist. II 134). Возможно, он был близок к Антисфену, потому что признавал только утвердительные категорич. суждения и отвергал суждения отрицательные и гипотетические, а также отличался религ. свободомыслием (там же, II 135), хотя, по-видимому, и был далек от кинич. номинализма (Simplic. categ.; 68a 24). Сближать его с платонизмом тоже нельзя (Diog. L. II. 134). По-видимому, Э.-э. ш. была эклектическим течением.Лит.: История философии, т. 1, М., 1940; с. 146; Mallet С., Histoire de l'école de Mégare et des écoles d'Élis et d'Ërétrie, P., 1845; Ρrelier L., Phädons Lebensschicksale und Schriften, в его кн.: Ausgewählte Aufsätze aus dem Gebiete der classischen Altertumswissenschaft, В., 1864; Wi1amowitz-Möllendorif U. von, Phaidon von Elis, "Hermes",...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины