Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - эмпедокл

Эмпедокл

эмпедокл
ЭМПЕДОКЛ (Εμπεδοκλῆς) из Акраганта (ок. 490 ок. 430 до н. э.), др.-греч. философ. По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая традиция рисует Э. оратором и государственным деятелем (вождь демократической партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время врачом и чудотворцем шаманско-знахарского типа. Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о душе в поэмах Э. находится в полном соответствии с этим образом. Основные сочинения Э. -две гексаметрические поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок. 1/10 стихов).

Натурфилософия Э. синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции: 4 традиционные стихии ионийской физики огонь, воздух, вода и земля получили статус элементов (Э. называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, органические вещества образуются из их сочетания в определенной пропорции. Э. принял тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» лишь неправильно употребляемые имена, за которыми стоит чисто механистическое «соединение» и «разъединение» элементов. Т. к. для обозначения элементов используется мифологический код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персонифицируется как «любовь» и «вражда», или «ненависть». Космогония Э., примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1) эпоха «любви» все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогоническая) фаза, в свою очередь, распадается на 4 ступени: 1) отдельные члены, неспособные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); 4) полноценные животные с половой дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать «эволюционной», поскольку каждая новая ступень «вырастает из земли».

Наряду с теорией «четырех элементов», которая благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущений Э. (для самого Э. бывшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувственное восприятие и интеллект). Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Э. универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы. Субстратом сознания Э. считал кровь. В «Очищениях» излагалось орфи-ко-пифагорейское учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны (см. Орфизм). Гален считал Э. основателем сицилийской медицинской школы; как учитель Горгия он стоит у истоков греческой риторики. Ревностным почитателем Э. в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время представители романтизма (особенно Гёльдерлин).

Фрагм.: DK I, 276-375; ТопеШ А. (ed.)• Empedocle di Agrigento. Frammenti e testimonianze. Origini. Purificazioni. Con i frammenti del Papiro di Strasburgo. Mil., 2002; Martin Α., Primavesi O. (edd.). L'Empedocle de Strasbourg (P. Strasb. gr. Inv. 1665-1666), Introd., ed. et comm., with an English Summary. Strasbourg; В.; Ν. Υ., 1999. В рус. пер.: ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты. Ч. I. 1989, с. 330-414. Другие издания и пер.: Bollack J. Empedocle. T. 1-3. P., 1965-1969 (критич. изд. «О природе и комм.); The poem of Empedocles, Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments. Ed. N. Van der Ben. Amst., 1975; Empedocles: The extant fragments. Ed. by M. R. Wright. N. Hav., 1981 ; InwoodB. The Poem of Empedocles. A Text and Translation with an Introduction. Tornt., 1992 (rev. ed. 2001); «Очищения»: Zuntz G. Persephone. Oxf., 1971; Empedocle. Les Purifications. Un projet de paix universelle. Éd., trad, et comm. par J. Bollack. P., 2003.

Лит.: Kranz W. Empedokles. Antike Gestalt und Romantische Neuschöpfung. Ζ., 1949; O'Brien D. Empedocles' cosmic cycle. L.; N. Y., 1969; Kingsley P. Empedocles and his interpreters: the four-element doxography, Phronesis 39, 1994, p. 235-254; Long A. A. Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties, The Presocratics. Ed. by A. P. D. Mourelatos. Garden City, 1974, p. 397-425; Van der Ben N. The Strasbourg Papyrus of Empedocles: Some Preliminary Remarks, Mnemosyne 52, 1999, p. 525-544; O'Brien D. Empedocles: The Wandering Daimon and the Two Poems, Aevum n. s. 1, 2001, p. 79-179; Kingsley P. Empedocles for the New Millenium, -AncPhil 22,2002, p. 333-413; Studi sul pensiero e sulla lingua di Empedocle. A cura di L. Rossetti e C. Santaniello. Luglio, 2004; Семугикин А. В. Эмпедокл. М., 1985.

А. В. ЛЕБЕДЕВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482-430/ 424/423) древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения: поэмы "Очищения" и "О природе"сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. отличалось явным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу): профетическая религия спасения соседствовала с натурализмом, мистика метемпсихоза с элементами научного рационализма, первобытная по сути демонология с ориентацией на опыт. (Не случайно, что в литературно-философской историографии Э. именуют то "поэтичнейшим из философов", то "фило-софичнейшим и ученейшим поэтом"). Объяснения этому феномену выдвигались различные: от скачкообразной духовной эволюции Э. до его принципиального дуализма (наличие "водонепроницаемых перегородок" в его голове и, соответственно, в философском учении). По Гегелю, "Эмпедоклово понятие синтеза не потеряло значения до настоящего времени . Космогония Э. в целом носила натуралистический характер:...
Новейший философский словарь
2.
  ЭМПЕДОКЛ ЭМПЕДОКЛ (Empedokles) из Агригента (около 490— 430 до н.э.) — др.-греч. философ. Преодолевая расхождения между предшествующими ему философами по вопросу о вещественном начале мира и между «подвижником» Гераклитом и «неподвижником» Парменидом, признал и землю, и воду, и воздух, и огонь за «корни вещей», одинаково вечные и неизменные и не переходящие друг в друга, тогда как их сочетания преходящи и изменчивы. «Корни вещей» пассивны, источник активности — вечная борьба двух космических сил: Любви (Афродиты, Гармонии) и Вражды (Ненависти, Раздора), попеременно овладевающих миром. При нераздельном господстве Любви все четыре «корня вещей» равномерно перемешаны, образуя сфайрос (мировой шар), при нераздельном господстве Вражды они обособлены друг от друга. Космос как сложное многообразное целое возможен лишь в переходных состояниях от Любви к Вражде или от Вражды к Любви. Разумность Э. связывал с кровью, где «корни вещей» равномерно перемешаны, а ведь «подобное познается подобным: землю землею мы зрим и воду мы видим водою». Хотя «во всем есть разумности доля и мысли», мир как целое незрим и умом необъемлем. Э. объяснял...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины