Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - евдор александрийский

Евдор александрийский

евдор александрийский
ЕВДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Εὔδωρος ὁ Ἀλεξανδρεύς) (акме 2-я треть 1 в. до н. э.), представитель Среднего платонизма. Слушал Антиоха Аска-лонского (вероятно, в Александрии), но отказался от его стоической ориентации (кроме, вероятно, вопросов практической астрономии, где Е. мог следовать ученику Посидония Диодору Александрийскому, Achill. Introd. in Arat, 30, 20 ел., 40, 15 Maass).

Сочинения Е. не сохранились. По упоминаниям и цитатам известны доксографический компендий «Основные проблемы философии», использованный Арием Дидимом и посвященный этическим и физическим проблемам; комментарий к «Тимею» Платона (Plut. De an. procr. 16, 1019e ел., сообщает, в частности, о толковании «Тимея» 35Ьс и о специальном внимании Е. к числовым соотношениям при составлении смеси души); толкование отдельных мест из «Метафизики» Аристотеля (Alex. In Met. 59, 1 ел. Hayduck); сочинение о принципах пифагорейского учения; традиционное школьное рассуждение о разливах Нила (Strab. XVII 1, 5) и др.

Признавая трехчастное деление философии, Е. на первое место ставил этику, считая целью нравстветвенного совершенствования «посильное уподобление божеству» (изложение ар. Stob. II 7, 2, р. 42, 7 sq.; 49, 8 Wachsm.). Началом всего Е. признавал единое, которое стоит над оппозицией монады (= видов) и диады (= материи) и порождает ее (Simpl. In Phys. 181, 10 ел. Diels). Толкуя «Тимея» в согласии с Ксенократом и Крантором (Plut. Ibid. 3, 1013b), E. признавал мир сотворенным, но не во времени (такое небуквальное понимание демиургического акта в «Тимее» было принято последующими платониками и неоплатониками). В лице Е. пифагорейски окрашенный платонизм впервые сознательно противопоставил себя не только академическому скепсису (что сделал уже Антиох из Аскалона), но и стоическому материализму, а также аристотелизму, метафизическое и логическое учение которого принималось с большими оговорками, а учение о десяти категориях оспаривалось (Simpl. In Cat. 174, 14 ел.; 256, 16 ел. Kalbfleisch), тенденция, поддержанная Никостратом и Плотином.

Фрагм. и свид.: Zoubos Α. Ν. Εὔδωρος ὁ Ἀλεξανδρεύς, -Athena 62, 1958, p. 194-203; Mazzarelli С. Raccolta e interpretazione delle testimonianze e dei frammenti del mediopla-tonico Eudoro di Alessandria. Parte I: Testo e traduzione delle testimonianze e dei frammenti sicuri; Parte II: testo e traduzione delle testimonianze non sicure, RFN 77, 1985, p. 197-205; 535-555.

Лит.: Dörrie H. Der Platoniker Eudoros von Alexandreia, -Hermes 79, 1944, S. 25-39 (repr. Platonica minora. Münch., 1976, S. 297-309); Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977; 19962, p. 115-135; Calvetti G. Eudoro di Alessandria: medioplatonismo e neo-pytagorismo nel I secolo a. C, RFN 69, 1977, p. 3-19; MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 509-527; Napolitano L. N. Eudoro di Alessandria: monismo, dualismo, assiologia dei prineipi nella tradizione platonica, MusPat 3, 1985, p. 289-313; Bonazzi M. Eudoro di Alessandria e il Timeo di Piatone (a proposito di Simpl. In Phys. 181, 7-30 Diels), Hyperboreus 2002, 8, p. 159-179. См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины