Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - евсевий кесарийский

Евсевий кесарийский

евсевий кесарийский
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (Εὐσήβιος ὁ Καισαρεύς) (ок. 265, Кесария, Палестина ок. 340 н. э.), христианский богослов, основатель церковной историографии, автор «Приготовления к Евангелию», ценного доксографи-ческого источника по античной философии; поклонник Оригена, сторонник умеренного субординационизма в тринитарных спорах. Был в числе лиц, наиболее приближенных к имп. Константину.

Е. автор обширного корпуса сочинений, в т. ч. трудов церковно-исто-рических: «Хроника», «Церковная история», «О церковном богословии», «История палестинских мучеников», «Жизнь Константина»; апологетических: «Приготовление к Евангелию», «Доказательства в пользу Евангелия»; полемических: «Против Гиерокла», «Против Маркелла», экзегетических: комментарии на Песнь песней, Псалмы и мн. др.

1) «Церковная история» Е., первое сочинение подобного рода (Hist. Eccl. 11,5),ценнейший источник по истории первых веков христианства, труд, ставший основополагающим для развития церковной историографии и церковно-политической идеологии; в нем Е. сформулировал ставшую ведущей

для Византии концепцию «христианской державы». По Е., события раннехристианского периода являются приготовлением эпохи Константина, создателя христианской империи, призванной обратить ко Христу все человечество.

2) «Приготовление к Евангелию» (Εὐαγγελικὴ προπαρασκευή) в 15 кн. богословское сочинение Е., содержащее концепцию духовного развития человечества дохристианского периода как подготовки к принятию евангельской истины. В нем Е. основательно опровергает языческий политеизм и богословие, обильно цитируя источники (по истории греческих и восточных культов, по истории философии), в результате его сочинение оказывается примерно на три четверти состоящим из цитат. «Приготовление к Евангелию» — уникальный источник для реконструкции целой серии ныне

утраченных произведений античных авторов. Среди них, в частности: Арий Дидим, «О мнениях Платона» (Рг. Εν. XI 23, 3-6) и «Эпитоме» (XV 15, 1-8; 18, 1-20, 7); Аристобул, «Толкование Закона» (VII 14, 1; VIII 10, 1-17; IX 6, 6-8 etc.); Аристокл из Мессены, «О философии» (XI 3, 1-9; XIV 17, 1-9; XV 2,1—15 и др.)? Аттик, «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (XI2, 1-5; XV 4, 1-9, 14; 12, 1-13, 5)Диогениан, сочинение против учения о судьбе Хрисиппа (IV 3, 1-13; VI 8, 1-38); Лонгин, «Опровержение учения стоиков о душе» (XV 21, 1-3); Нумений, «О благе» (XI 10, 1-13; 18, 1-10. 14-21. 22-24; 22, 1-10; XV 17, 1-8 и др.) и «О расхождении академиков с Платоном» (XIV 5, 1-9, 3); Плотин, фрагмент трактата «О бессмертии души», Enn. IV 7, 1-81"5 (XV 22, 1-67; XV 10, 1-9);

Порфирий, «Об изваяниях» (III 7, 1-4; 9, 1-5; 11, 1-13, 3), «О душе, против Боэта» (XI 28, 1-16; XIV 10, 3; XV 11, 1-4; 16, 1-2), «Письмо к Анебону» (III 4, 1-2; V 10, 1-11; XIV 10, 1-2), «О философии из оракулов» (III 14, 4-8; IV 7, 1-9, 7; 23, 1-7; V 7, 1-5; 8, 1-12; 9, 1-9 etc.); Эномай из Гадары, «Обличение обманщиков» (V 19, 1-36, 4; VI 7, 1-42) и мн. др. Очевидно, в большинстве случаев Е. пользовался первоисточниками, отчего его доксографические данные трудно переоценить.

3) «Против Гиерокла» направлено против сочинения Гиерокла Соссиана «Филалет», автор которого (высокопоставленный чиновник при имп. Диоклетиане: в 303 правитель Вифинии, в 310-311 префект Египта) проводит сопоставление (использован риторический термин σύγκρισις) Аполлония Тианского, изображенного Флавием Филостратом, и Иисуса Христа и доказывает, что Аполлоний как чудотворец превосходит провинциального чудотворца Иисуса, о божественности которого по-своему благочестивый Гиерокл не может допустить и мысли. Идейным образцом для E.послужило сочинение Оригена «Против "Истинного учения" Цельса», о котором упоминает он сам (С. Hier. 369, 13-15 Kayser). Кроме того, известно, что Е. написал опровержение в 25 кн. на сочинение Порфирия «Против христиан», однако оно полностью утрачено.

Соч.: Eusebius. Praeparatio evangelica. Ed. К. Mras, rev. Ε. Des Places, Eusebius Werke. Bd. 8. В., 1982-1983 (GCS). Eusèbe de Césarée. La Préparation Évangelique. Ed. par E. Des Places. T. 1-9. P., 1974-1991 (SC); Contra Hieroclem. Ed. С L. Kayser, Flavii Philostrati opera. Vol. 1. Lpz., 1870 (repr. Hldh., 1964), p. 369-413; Eusèbe de Césarée. Contre Hierocles. Ed. E. Des Places. P., 1986 (SC); Histoire ecclésiastique, 3 vols. (SC). P., 1967. Рус. пер.: Евсевий Кесарийский. Сочинения. Т. 1-2. М., 1849-1858; Церковная история. М., 1993; Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998.

Лит.: Henry P. Recherches sur la «Préparation Évangelique» d' Eusèbe et l'édition perdue des ouvres de Plotin publiée par Eustochius. P., 1935; Wallace-Hadrill D. S. Eusebius of Caesarea. L., 1960; DempfA. Der Piatonismus des Eusebius, Victorinus und Pseudo-Diony-sius. Münch., 1962; MoreauJ. Eusebius von Caesarea, -RAC VI, 1966, col. 1052-1088; Ches-nut G. F. (Jr.). Fate, fortune, free will and nature in Eusebius of Cesarea, СhurchHist 42,1973, p. 165-182; Ricken F. Zur Rezeption der platonischen Ontologie bei Eusebios von Kaisareia, Areios und Athanasios, Th&Ph 53, 1978, p. 321-352; Coman J. Utilisation des «Stromates» de Clément d'Alexandrie par Eusèbe de Césarée dans la Préparation Évangelique, Paschke F.(éd.). Uberlieferungs-geschichtliche Untersuchungen. В., 1981; Kertsch M. Traditionelle Rhetorik und Philosophie in Eusebius' Antirrhetikos gegen Hierokles, VÇhr 34, 1980, p. 145-171; Des Places E. Eusèbe de Césarée commentateur. Platonisme et Écriture sainte. P., 1982; Smith M. A hidden use of Porphyry's History of philosophy in Eusebius's Preparatio evangelica, JThS 39, 1988, p. 494-504; Hägg Th. Hierocles the lover of truth and Eusebius the sophist, SymbO 57, 1992, p. 138-150; Carriker A. J. Some uses of Aristocles and Numenius in Eusebius' «Praeparatio Evangelica», JThS 47, 1996, p. 543-549; Goulet R. Eusèbe de Césarée, DPhA III, 2000, p. 358-367; Carriker A. J. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden, 2003; Розанов H. П. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1889; Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья, Античность и Византия. М., 1975, с. 266-285; Брагинская К В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского, Там же, с. 286-306; Вдовиченко А. В. Евсевий Кесарийский против Гиерокла, Раннехристианские апологеты II—IV вв.: Переводы и исследования. М., 2000.

М. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Евсевий Памфил (Εύσεβιος) (ок. 260—340) — греческий церковный деятель, историк и богослов, “отец христианской историографии”; епископ Кесарии Палестинской. Находился под большим воздействием Оригена. Когда начались тринитарные споры, занял полуаринскую позицию. Был близок к императору Константину и пользовался его постоянной поддержкой. Евсевию принадлежит большое количество трудов, посвященных апологетике, церковной истории, полемике, библейской экзегезе, церковной географии и др. (“Хроника”, “Церковная история”, “Приуготовление к Евангелию”, “Доказательство в пользу Евангелия”, “История палестинских мучеников”, “Против Иерокла”, “Против Маркелла”, “Ономанистикон”, “Похвала Константину”, “Жизнь Константина”, “Пророческие эклоги”, “Евангельские вопросы” и др.). Среди собственно богословских сочинений выделяется обширное “Приуготовление к Евангелию” (Preparatio Evangelica), содержащее продуманную концепцию духовного развития человечества (как евреев, так и язычников) дохристианского периода как подготовки к принятию евангельской истины. Наиболее известное...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины