Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - гарпократион

Гарпократион

гарпократион
ГАРПОКРАТИОН (Ἁρποκρατίων) из Аргоса (2-я пол. 2 в. н. э.), греческий философ, представитель Афинской школы среднего платонизма, ученик Аттика (Procl. In Tim. I, 305, 6), находившийся также под влиянием неопифагорейцев (школы Нумения и Крония). Согласно «Суде», Г. принадлежали «Комментарий к Платону» (Ὑπόμνημα εἰς Πλάτωνα) в 24 кн. и «Платоновский лексикон» (Λέξεις Πλάτωνος). Фрагменты комментариев Г. к «Алкивиаду I», «Федону», «Государству», «Федру» и «Тимею» собраны Дж. Диллоном. Вслед за Аттиком Г. понимал демиургический акт в «Тимее» как творение мира во времени (fr. 13). В духе Нумения Г. учил о трех ступенях универсума (ср. триаду ум-душа-космос), истолковываемых как иерархия богов: 1-й бог Уран или Крон, 2-й Зевс или Зен, 3-й небо или космос; при этом 1-й и 2-й бог замещают собой платоновского демиурга (fr. 14 = Procl. In Tim. I, 304 sq. Diehl). Г. признавал бессмертие всех душ -«даже у муравьев и мух» (fr. 10). Телесность, по Г., источник зла, поэтому для души оказывается злом всякое воплощение (fr. 11, 12). «Комментарий» Г., вероятно, содержал общие положения среднеплатонической доктрины и частные мнения самого Г.; он был использован неоплатониками, в первую очередь Порфирием.

Фрагм.: Dillon J. Harpocration's Commentary on Plato: Fragments of a Middle Platonic Commentary, CSCA 4, 1981, p. 125-146.

Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ГАРПОКРАТИОН ГАРПОКРАТИОН (Άρποκρατίων) из Аргоса (2-я пол. 2 в.)—греческий философ, представитель Афинской школы среднего платонизма, ученик Аттика (Prod. In Tim. 305, 6), находившийся также под влиянием неопифагорейцев (школы Нумения и Крония). Согласно “Суде”, Гарпократиону принадлежали “Комментарий к Платону” (Υπόμνημα εις Πλάτωνα) в 24 книгах и “Платоновский лексикон” (Λέξεις Πλάτωνος). Фрагменты его комментариев к “Алкивиаду I”, “Федону”, “Государству”, “Федру” и “Тимею” собраны Дж. Диллоном. Вслед за Аттиком Гарпократион понимал демиургический акт в “Тимее” как творение мира во времени (fr. 13). В духе Нумения учил о трех ступенях универсума (ср. триаду ум—душа—космос), истолковываемых как иерархия богов: 1 -и бог — Уран или Крон, 2-й—Зевс или Зен, 3-й—небо или космос; при этом 1-й и 2-й боги замещают собой платоновского демиурга (fr. 14 = Procli In Tim. I 304 sq. Diehl). Гарпократион признавал бессмертие всех душ — “даже у муравьев и мух” (fr. 10). Телесность—источник зла, поэтому для души оказывается злом всякое воплощение (fr. 11, 12). “Комментарий” Гарпократиона, вероятно, содержал общие положения среднеплатонической доктрины и частные...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины