Античная философия - иероним родосский
Иероним родосский
В своих сочинениях, отличавшихся риторической отточенностью стиля, И. отдавал приоритет популярной этике, писал о гневе и «безгневии», о любви, образовании. Наиболее пространные отзывы об И. извлекаются из соч. Плутарха Херонейского «Застольные беседы» и Афинея «Пирующие софисты»; имеющиеся фрагменты, по-видимому, не полностью представляют круг интересов И. Сохранились упоминания о названиях: «О воздержании» (Περὶ ἐποχῆς, D. L. II105), «Об опьянении» (Athen. XI, 499f, ср. Plut. Qu. con ν. 612d, где И. указан в ряду авторов, писавших о винопитии (λόγοι παρὰ πότον), «О кифаредах»; писал также о хоровом пении и музыкальном воспитании (Plut. Non posse suav. 1096a), поэзии (ср. D. L. VIII 57), собирал анекдоты (ἱστορικὰ ὑπομνήματα) об известных лицах (I 26; II 14; 26; Athen. XIII, 604d и др.).
Определяя конечную цель как «отсутствие возмущений» (τὸ ἀοχλήτως ζῆν), И. таким же образом понимал и счастье (fr. 13 W. = Clem. Strom. II 21, 127,3), поэтому Плутарх находил сходство его учения с эпикурейским (St. rep., 1033с), ср. ἀοχλησία И., атараксия, а также «акатаплексия» Навсифана.
Вероятно, И. не ограничивался только этическими и риторическими вопросами. В «Застольных беседах» Плутарх упоминает мнение И. о механизме зрения в атомистическом духе: мы видим благодаря образам, прилетающим к нам от видимых предметов; чем ближе эти отлетающие образы к предмету, тем их частицы плотнее и крупнее, этим объясняется у И. дальнозоркость стариков, с трудом видящих своими слабыми глазами вблизи (Qu. conv. I, 626a).
Согласно т. н. Геркуланейскому списку стоиков, с И. полемизировал стоик Антипатр из Тарса (ср. SVF III, р. 209, fr. 2).
Фрагм. : WEHRLI, Die Schule X. Hieronymos von Rhodos. Kritolaos, 19692, S. 7-23; 25-44; Hieronymus of Rhodes: The Sources. Text and Translation. Ed. S. A. White, Fortenbaugh W., White S. A. (ed.) Lyco of Troas and Hieronymus of Rhodes. N. Bruns., 2004, p. 79-276.
Лит.: Arighetti G. Ieronimo di Rodi, SCO 3, 1955, p. 111-128; Wehrli F. Der Peripatos bis zum Beginn der romischen Kaiserzeit, GGPh, Antike 3, 1983, S. 575-576; Dalfino M. C. Ieronomo di Rodi: la dottrina della vacuitas doloris, Elenchos 14, 1993, p. 277-304; Fortenbaugh W, White S. A. (ed.). Lyco of Troas and Hieronymus of Rhodes. N. Bruns., 2004.
M. A. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 556 | |
2 | 518 | |
3 | 513 | |
4 | 483 | |
5 | 463 | |
6 | 457 | |
7 | 453 | |
8 | 452 | |
9 | 450 | |
10 | 447 | |
11 | 429 | |
12 | 426 | |
13 | 421 | |
14 | 419 | |
15 | 413 | |
16 | 410 | |
17 | 392 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 382 |