Античная философия - менедем из эретрии
Менедем из эретрии
Согласно Антигону из Кариста, на которого ссылается Диоген Лаэртий (основной источник сведений о М., см. D. L. II 126-144), сочинений не писал, прославился в основном своими острыми замечаниями и близким к ки-ническому мировосприятием, а также дружбой с Асклепиадом из Флиунта. Менедем и Асклепиад единственные известные по имени представители «Эретрийской школы».
Стремясь вслед за мегарскими мыслителями избежать превращения одного во множество, «эретрийцы», по свидетельству Симпликия, избегали приписывать субъекту предикат (μηδὲν κατὰ μηδενὸς κατηγορεῖσθαι), и использовали тавтологичные суждения без применения глагола-связки еатц напр.: человек человек, белое белое (In Phys. 91, 29-31; 93, 32-33).
Из идей М. можно также отметить обращение сократовской формулы «добродетель есть знание» в «только знание есть благо, хотя и называется многими именами». Среди анекдотов, которыми заполнена глава о М. у Диогена, сохранились образцы его обсуждений с Алексином софизмов вроде: «польза и благо разные вещи?» «да» «значит, польза не есть благо», и т. п., а также критические выпады против стоика Персея.
Лит.: GiANNANTONi, SSR1,1983, р. 163-178; Kyrkos В. Α. Ὁ Μενέδημος καὶ ἡ Ἐρετρικὴ Σχολή (Ἀνασύσταση καὶ Μαρτυρίες). Ath., 1980; Glucker J. Menedemus the Philosopher (rez. on Kyrkos), ClassRev 31, 2, 1987, p. 219-222; Knoepfler D. La vie de Ménédème d'Érétrie de Diogène Laërce. Basel, 1991.
M. A. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 556 | |
2 | 518 | |
3 | 513 | |
4 | 483 | |
5 | 463 | |
6 | 457 | |
7 | 453 | |
8 | 452 | |
9 | 450 | |
10 | 447 | |
11 | 429 | |
12 | 426 | |
13 | 421 | |
14 | 419 | |
15 | 413 | |
16 | 409 | |
17 | 392 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 381 |