Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - ориген платоник

Ориген платоник

ориген платоник

ОРИГЕН (Ὠριγένης) Платоник (сер. 3 в. н. э.), ученик Аммония Саккаса. Согласно «Жизни Плотина» Порфирия (V. Plot. 3, 24-32 Henry-Schwyzer), ученики Аммония О., Плотин и Геренний договорились не разглашать доктрины учителя, но О. все же написал два сочинения: «О демонах» (Περὶ τῶν δαιμόνων) и «О том, что Царь — единственный Творец» (Ὅτι μόνος ποιητής ὁ βασιλεύς), последнее в правление имп.

Галлиена (253—268). Порфирий также упоминает, что, когда О. посетил урок Плотина, тот смутился и прекратил занятие, заявив, что О. уже знает то, о чем он собирается говорить (Ibid. 14, 20-25).

Кроме Порфирия о платонике О. упоминают Евнапий, Немесий Эмес-ский, Прокл и Фотий (всего 17 фрагментов см. Weber 1962). Прокл характеризует О. как соученика Плотина и одного из тех толкователей Платона, которые считают первоначалом Ум, а не Единое (Th. Plat. 2, 4 (vol. 2, p. 31, 2-22 Diehl). Название трактата О. «О том, что Царь единственный Творец», по-видимому, если только речь не идет о панегирике Галлиену, указывает на критику того различения высшего первоначала («Царя» -выражение из Plat.

Epist. Il 312e) и демиурга, которое проявилось уже у Нумения (Numen. fr. 12 Des Places = Eus. Pr. Ev. XI 18), a затем и в плоти-новской концепции абсолютно трансцендентного Единого (напр., Епп. V 1, 8. 1-10). Т. обр., О., скорее всего, считал именно Ум как первоначалом, так и демиургом. В другом месте Прокл описывает дискуссию между О. и Лонгином по поводу Plat.

Tim. 19d, где отрицается, что поэты способны «прочесть подобающее похвальное слово мужам и государству». По мнению О., которое он защищал в течение трех дней, «крича, краснея и обливаясь потом», это высказывание Платона не относится к Гомеру, чьи произведения весьма полезны для воспитания гражданских добродетелей (Procl. In Tim. I 63-64 Diehl).

В научной литературе обсуждается вопрос о возможном тождестве О.-платоника и О.-христианина (см. Ориген Александрийский), который, согласно Порфирию (ар. Eus. Hist. Eccl. VI 19, 6-7), был «воспитан как эллин в эллинских учениях» (вопреки Евсевию, Hist. Eccl. VI 2, 7-11; 19, 9-10) и тоже учился у некоего Аммония. Предлагаются три варианта решения этой проблемы: 1) Порфирий и в данном случае, и в «Жизни Плотина» имеет в виду О.

-христианина, который учился у Аммония Саккаса; 2) речь идет о двух разных Оригенах, христианине и платонике, которые оба учились у Аммония Саккаса; 3) О.-платоник учился у Аммония Саккаса, а О.-христианин у некоего Аммония-христианина (Hist. Eccl. VI 19, 9-10). Против отождествления двух Оригенов говорит то, что О.-христианин написал огромный корпус сочинений, а О.

-платоник, согласно Порфирию, написал всего два сочинения, и по утверждению Лонгина, которое цитирует Порфирий, был не склонен к литературной записи своих учений (ар. V. Plot. 20, 36 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины