Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - персей

Персей

персей
ПЕРСЕЙ (Περσαῖος) из Кития (ок. 300 ок. 243 до н. э.), стоик, ученик и воспитанник Зенона из Кития (согласно господствующей версии, был его домашним рабом D. L. VII 36; Athen. IV, 162b). Долгое время жил при дворе Антигона Гоната и был назначен комендантом Коринфа (где, возможно, погиб) (Pausan. II 8, 4; Plut. Arat. 18; 23). От сочинений П., посвященных преимущественно политике, этике и теологии, «О царской власти» (Περὶ βασιλείας), «Спартанское государственное устройство» (Πολιτεία Λακωνική), комментарий на «Законы» Платона в 7 кн., «Беседы» (Διατριβαί), «Этические чтения» (Ἠθικαὶ σχολαί), «О видах любви» (Περὶ ἐρώτων), «О супружестве», «О богах», «О нечестии», «Застольные рассуждения» (Συμποτικοὶ διάλογοι; неоднократно цитируются Афинеем), «Полезные изречения» и др. (всего известны 14 названий) сохранились незначительные фрагменты.

В большинстве отношений П., видимо, следовал учению Зенона; о собственных его взглядах известно очень мало. П. полагал, в частности, что традиционные боги возникли в результате обожествления полезных для человечества вещей или их изобретателей («О богах»; SVF I 448), с похвалой отзывался о законодательстве Ликурга («Спартанское государственное устройство»; I 454), и, возможно, допускал, что мудрец тоже может ошибаться и поддаваться страстям (I 449; 461). Комментарий П. к «Законам» показателен как свидетельство его интереса к Платону, что более характерно для периода Средней Стой, но необычно для Ранней Стой (кроме П. комментирующие и полемические сочинения о Платоне писал только Хрисипп, ср.: SVF III 157; 288; 313; 455).

Фрагм.: SVF I 435-462. Рус. пер.: СТОЛЯРОВ, Фрагменты. Т. I, 1998. См. общ. лит. к статье Стоицизм.

А. А. СТОЛЯРОВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПЕРСЕЙ ПЕРСЕЙ (Περσαίος) из Кития (ок. 300 — ок. 243 до н. э.) — греческий философ-стоик, ученик и воспитанник Зенона Китайского (по одной из версий, был его рабом). Долгое время жил при дворе Антигона Гоната и был назначен комендантом Коринфа (где, возможно, погиб). От его сочинений, посвященных преимущественно политике, этике и теологии (“О царской власти”, “Спартанское государственное устройство”, комментарий на “Законы” Платона, “Беседы”, “Застольные рассуждения”, “Этические чтения”, “О богах” и др. — всего 14 названий) сохранились незначительные фрагменты, которые не позволяют судить об особенностях позиции Персея по основным вопросам. Считал, видимо, что традиционные боги возникли в результате обожествления полезных для человечества вещей или их изобретателей (SVF 1448). Фрагм.: SVF 1435—462; Столяров. Фрагменты I, с. 151—159. Лит.: см. к ст. Стоицизм.А. А. Столяров Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. ...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины