Античная философия - саллюстий
Саллюстий
Известен как автор трактата «О богах и о мире» (De deis et mundus, название дано в 16 в. первым издателем текста), написанного, вероятно, в год смерти имп. Юлиана (363) и представляющего собой сводку основных тем платонической философии, с особым вниманием к систематизации языческой мифологии, методам символической и аллегорической экзегезы. Трактат состоит из 32 небольших глав. После вступления, посвященного вопросу о необходимых для слушателя данных вопросов качествах, автор излагает темы: о бестелесности и неизменности богов; необходимости искать внутренний глубокий смысл в посвященных богам мифах, в связи с чем дает классификацию различных видов мифов (мифы бывают теологические, физические, психические, материальные и смешанные согласно тем сторонам божественной сущности, о которых они повествуют); далее говорит о первопричине (Благе), после чего излагает классификацию богов, восходящую к Ямвлиху.
Классификация богов (Sallust. De deis 10-11). Все боги делятся на внутрикосмических (ἐγκόσμιοι) и надкосмических (ὑπερκόσμιοι). Над-космические боги распределены по трем чинам (τάξεις): созидающие сущности, ум и души. Внутрикосмические (12 олимпийских богов) распределены по четырем чинам: боги-миросозидатели (Зевс, Посейдон, Гефест), боги одушевляющие (Деметра, Гера, Артемида), боги-согласователи (Аполлон, Афродита, Гермес) и боги-стражи (Гестия, Афина, Apec). С. демонстрирует, что эта классификация традиционна, указывая на известые из культа атрибуты тех или иных божеств (лира Аполлона, доспехи Афины и т. п.). В космосе С. насчитывает соответственно количеству богов 12 космических сфер (сопоставляя их четырем элементам, сферам планет и целокупному Небу-Урану, объединяющему всех богов).
Главы De deis 13-17 посвящены природе и устроению мира, традиционным доказательствам его неуничтожимости (по «Тимею» Платона), здесь же говорится об уме, о душе и ее бессмертии, о судьбе и Промысле. Заключительная часть трактата (главы 18-33) посвящена вопросам практической философии: о добродетели и пороке, о государственном устройстве, о природе зла; специальное внимание (в духе послеямвлиховского платонизма) уделено вопросу о почитании богов, религиозных обязанностях и жертвоприношениях.
Соч.: Saloustios. Des dieux et du monde. Ed. G. Rochefort. P., 1960, p. 2-25; Sallustius. Concerning the Gods and the Universe. With proleg. and tr. by A. D. Nock. Oxf., 1932, 19632. Рус. пер.: Саллюстия-философа книга о богах и о мире. Пер. Ю. А. Шичалина, — Учебники платоновской философии. Сост. Ю. А. Шичалин. М.; Томск, 1995, с. 105— 120.
Лит.: ЛОСЕВ, ИАЭ VII. Последние века. Кн. 1. М, 1988, с. 331-358.
М. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 555 | |
2 | 518 | |
3 | 513 | |
4 | 483 | |
5 | 463 | |
6 | 457 | |
7 | 453 | |
8 | 452 | |
9 | 450 | |
10 | 447 | |
11 | 429 | |
12 | 426 | |
13 | 421 | |
14 | 419 | |
15 | 413 | |
16 | 408 | |
17 | 392 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 381 |