Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - средний платонизм

Средний платонизм

средний платонизм
СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ, условно выделяемый в истории античного платонизма хронологический период после закрытия платоновской Академии в Афинах в 88 до н. э. (см. также Филон из Ларисы) и до Плотина (хотя еще ученики Плотина Амелий и Порфирий сохраняют ряд среднеплатони-ческих установок). В доктринальном плане переход от Среднего платонизма к неоплатонизму означал жесткое противопоставление сферы бытия вышебытийному началу первому богу, единому, или благу; а в пределах ума-бытия тождество демиурга платоновского «Тимея» и ума, в пределах которого помещается образец-парадигма).

По основной философской установке Средний платонизм противопоставлен предшествующему скептическому периоду как догматизм (начиная с Антиоха Аскалонского), институционально не связанный с Академией, и развивающийся в ряде центров (Александрия, Рим, Афины, Херонея, Смирна, Апамея).

Начиная с Евдора Александрийского платонизм возвращается к свойственной Платону и Древней Академии пифагорейской ориентации (ср. также Трасилла, издателя известного нам корпуса платоновских сочинений, Плутарха Херонейского, Модерата, Никомаха из Герасы, Нумения Апамейского), в пределах которой развивается сакрализация образа Платона (Апулей) и его текстов (прежде всего «Тимея» у Евдора Александрийского, Плутарха Херонейского, Теона Смирнского; и «Парменида» вероятно, уже у Модерата; ср. также «Второе Письмо», представляющее собой, скорее всего, пифагорейскую подделку).

В отношении к другим школам Средний платонизм обнаруживает разные тенденции: антиаристотелевская (Евдор, Лукий, Никострат, Аттик) сопровождается стремлением вместить аристотелизм в качестве пропедевтики (прежде всего логической) платоновского учения, что ярко проявилось у Алкиноя, для которого также характерна вопреки резкому антистоицизму Плутарха Херонейского стоическая ангажированность (ср. также Анонимный Комментарий к платоновскому «Теэтету»), в связи с чем вообще говорится об эклектическом характере платонизма этого периода.

Популярный платонизм, развивающийся во 2 в. н. э. (Апулей, Максим Тирский), имеет в качестве основы две школьные тенденции: составление учебников платонизма (Апулей, Алкиной) и комментирование текстов Платона (Альбин, Анонимный комментарий к платоновскому «Теэтету», ср. также Кальвена Тавра, Аттика, Гарпократиона из Аргоса; вариант школьного догматического платонизма как базы медицинской теории дает Гален).

Антихристианская тенденция Среднего платонизма (Цельс, который, по слову Оригена, ἐν πολλοῖς πλατωνίζειν θέλει С. Cels. IV 83, ср. тж! Порфирий) сопровождается, с одной стороны, стремлением объединить Платона и Моисея (Нумений), с другой, противопоставить христианству собственный богооткровенный текст («Халдейские оракулы»; изданные Порфирием «Эннеады» Плотина, открывающего неоплатонизм).

Но уже в самом начале эпохи Среднего платонизма мы находим фигуру Филона Александрийского, продемонстрировавшего возможный путь принципиального расширения базы опорных текстов платонического философствования и нашедшего широкий отклик в христианском богословии.

На перепутьях указанных тенденций платонизм этого периода постепенно обретает те качества, которые позволили ему остаться единственной школой, пережившей смерть язычества, сумевшей сохранить и реально приумножить духовные богатства античной философии, обеспечив ей преемственность в христианстве Византии и Запада, а также в мусульманской философии.

Источники: Baltes M, Dörrie H. (hrsg.). Der Piatonismus in der Antike. Grundlagen -System Entwicklung. Sammlung, Edition, Übersetzung und Kommentierung aller zum Piatonismus besonders der Periode 80 v. Chr. 300 n. Chr. Einschlagigen Texte. Übergreifende Darstellung. Bd. VI 1-2. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1987-2002-.

Лит.: WittR. E. Albinus and the History of Middle Platonism. Camb., 1937; ENTRETIENS 3. Recherche sur la Tradition Platonicienne. Sept Exposés. Vandoeuvres-Genève, 12-20 août 1955. Vandv.; Gen., 1955; Dörrie H. Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelpiatonismus, -ENTRETIENS 5. Les Sources de Plotin. Dix Exposés et Discussions, 21-29 août 1957. Vandv.; Gen., 1960, p. 191-242; Idem. Platonica minora. Münch., 1976; Krämer H. J. Piatonismus und hellenistische Philosophie. В.; Ν. Υ., 1971; Dillon J. The Middle Platonists: A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977 (19962); Zintzen C. (hrsg.). Der Mittelplatonismus. Darmst, 9S;Lilla S. Introduzione al medio platonismo. R., 1993; Шичалин Ю. А. К вопросу о платонической традиции (рец. на книгу H. J. Krämer. Piatonismus und hellenistische Philosophie), ВДИ, 1981, 3, с. 190-194; Он лее. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2004, с. 246-260.

Библ.: Deitz L. Platonisme antérieur à Plotin, ANRWII 36, 1, 1987, p. 124-128.

Ю. A. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ этап эволюции антич. платонизма (80 дон. э. — 220 н. э.), порвавшего со скептицизмом Новой Академии и начиная с Антиоха Аска-лонского стремившегося восстановить учение Платона и Древней Академии. Пафос подчёркнутой традиционности наряду с тяготением к школьной организации вызывает появление в С. п. весьма характерного для поздней античности типа философствования, мыслящего себя как толкование платоновских текстов, но по существу дающего самостоят. синтез осн. идей эллинистич. философии. С. п. развивается в Александрии (Эвдор, Филон), Афинах (Никострат, Кальвисий Тавр, Гарпо-кратион, Север), в «школе Гая» (Альбин, Апулей, Гален); к С. п. относят также и Плутарха Херонейского, испытавшего сильное влияние пифагореизма и ритора Максима Тирского. Неопифагореизм (Модерат, Никомах, Нумений, Кроний, Аммоний) также необходимо рассматривать в контексте С. и. В этике для С. п. решающее значение имела формула «уподобление божеству» — как цель платоновской философии и путь достижения «высшего блага»; С. п. усвоил разделение трёх типов благ в перипатетической школе, разрабатывал проблематику промысла,...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины