Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - законы

Законы

законы
«ЗАКОНЫ» (Νόμοι ἤ περὶ νομοθεσίας, подзаголовок: «О законодательстве»), последнее большое сочинение Платона (примыкающее к «3.» «Послезаконие», возможно, не принадлежит Платону). «3.» остались после смерти Платона в виде черновика на восковых табличках и были изданы его учеником Филиппом Опунтским, который, очевидно, редактировал текст, хотя мы и не знаем, как далеко шло его вмешательство. В 1-й кн. «3.» упоминается покорение Сиракузами Локров, происшедшее не ранее 356 до н. э. Т. обр., Платон, вероятно, работал над «3.» около десяти последних лет своей жизни (ум. в 347).

«3.» представляют собой второй созданный Платоном план радикального преобразования греческого государства-полиса. В отличие от государственного строя «Государства», который Платон считает идеальным, государство «3.», второе по достоинству, представляет собой реально осуществимое приближение к идеалу (Nom. 739а-е). В «3.» Платон чувствует себя вынужденным отказаться от передачи всей власти правителям-философам, от отмены собственности и введения общности жен для обоих высших категорий граждан философов и воинов-стражей. Вместо благожелательного отеческого произвола философов в «Государстве» Платон подробно разрабатывает стабильные законы (многие из них обнаруживают близость с подлинными законами реальных полисов), которыми должны руководствоваться выбранные на определенный срок должностные лица.

Проект Платона предусматривает известное равновесие ветвей власти. Все граждане в «3.» землевладельцы, обрабатывающие свои участки силами рабов. Число земельных участков, каждый из которых принадлежит одной семье, стабильно: 5040; отчуждение земли и дробление участка не допускается: лишние сыновья-наследники вынуждены будут отправляться в колонии. Ремеслом и торговлей могут заниматься только неграждане — постоянно живущие в городе или приезжие иноземцы. Платон придает первостепенное значение воспитанию детей и юношества, которое строго контролируется государством, как и вся духовная жизнь. Вводится цензура для поэтических произведений, танцы и музыкальные мелодии должны контролироваться властями и быть стабильны. Не допускаются отклонения от традиционных образцов в скульптуре. Заграничные поездки граждан строго ограничиваются, чтобы не допускать вредных влияний извне. Особое внимание уделяется борьбе с атеизмом: для безбожников предусматривается длительное одиночное заключение и смертная казнь для тех, кто не раскается.

Платон условно называет проектируемый полис Магнесией и помещает его на центральном Крите, но все содержание «3.» связано с Критом скорее формально. «Законы» построены как диалог безымянного афинянина, критянина Клиния и спартанца Мегилла, беседующих по дороге из Кносса к гроту Зевса, однако роль двух последних сведена к минимуму, и афинянин почти единолично излагает взгляды Платона.

Построение «3.» во многом непоследовательно, имеются длинные экскурсы, слабо связанные с основной аргументацией: вред и польза от употребления вина (638d-674c), экскурсы в искусственно сконструированную историю дорийцев, афинян и персов (682e-701d).

Поездки Платона в Сицилию с целью реформирования государственного строя Сиракуз, участие членов Платоновской Академии в политических преобразованиях в ряде греческих полисов говорит за то, что Платон и свой план в «3.» рассматривал как руководство к действию и верил в его осуществимость. Более того, план создания «ночного совета», излагаемый в конце «3.» (XII, 961a-969d), самопополняющейся коллегии с широкими и нечетко ограниченными полномочиями, с неизбежной тенденцией к их расширению заставляет предполагать, что Платон надеялся, что в случае осуществления проекта «3.» начнется постепенная эволюция в сторону правления философов, составляющих «ночной совет», т. е. в сторону идеалов, изложенных Платоном в «Государстве». Стилистические особенности сближают «3.» с другими поздними произведениями Платона и свидетельствуют о некотором потускнении дара Платона как мастера слова.

Рус. пер.: В. Оболенского (1827), Г. Янчевецкого (1898), А. Н. Егунова(1922, 1971).

Текст и пер.: Platon. Oeuvres complètes. T. XI-XII: Les Lois, par E. Des Places et A. Diès. P., 1951-1956; England Ε. В. The «Laws» of Plato, introd., text and notes. Vol. 1-2. Manchester, 1921 (repr. N. Y., 1976); Taylor A. E. (introd. and tr.). The «Laws» of Plato. L., 1934; Pangle T. L. The «Laws» of Plato, transi, with notes and an interpretative essay. Chic.; L., 1980.

Лит.: Ritter J. Piatons «Gesetzte», Kommentar zum grieschichen Text. Lpz., 1896; Goergemanns К Beitraege zur Interpretation von Platons Nomoi. Munch., 1965; Hentschke A. B. Politik und Philosophie bei Plato und Aristoteles. Die Stellung der «Nomoi» im platonischen Gesamtwerk und die politische Philosophie des Aristoteles. Fr./M., 1971 ; Morrow G. R. Plato's Cretan City. A historical interpretation of the Laws. Princ, 1960; Piérart M. Platon et la Cité grecque. Théorie et réalité dans la constitution des «Lois». Brux., 1974; Stalley R. F. An introduction to Plato's Laws. Oxf, 1983; Vanhoutte M. La philosophie politique de Platon dans les Lois. Louvain, 1954; Hentschke A. Politik und Philosophie bei Platon und Aristoteles. Die Stellung der «Nomoi» im platonischen Gesamtwerk und die politische Theorie des Aristoteles. Fr./M., 1971; Morrow G. R. Plato's Cretan City: A Historical Interpretation of the «Laws». Princ, 19932; BalaudéJ.-F. (ed.). D'une cité possible. Sur les Lois de Platon. P., 1995; Plato's «Laws» and its historical Significance, Selected Papers of the I International Congress on Ancient thought. Ed. F. Lisi. S.Aug., 1998; Proceedings of the Vlth Symposium Platonicum (The Laws). Ed. L. Brisson, S. Scolnicov. S. Aug., 2003.

Библ.: Saunders T. J. Bibliography on Plato's Laws, 1920-1970, with additional through May 1976. N.Y., 1976.

А. И. ЗАЙЦЕВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  “ЗАКОНЫ” “ЗАКОНЫ” (Νόμοι) — последнее большое сочинение Платона (примыкающее к “Законам” “Послезаконие”, возможно, не принадлежит Платону). “Законы” остались после смерти Платона в виде черновика на восковых табличках и были изданы его учеником Филиппом Опунтским, который, очевидно, редактировал платоновский текст. В первой книге упоминается покорение Сиракузами Локров, происшедшее не ранее 356 до н. э. Таким образом, Платон, вероятно, работал над “Законами” около 10 последних лет своей жизни. Это второй созданный Платоном план радикального преобразования греческого государства-полиса. В отличие от политического строя “Государства”, который Платон считает идеальным, государство “Законов” представляет собой реально осуществимое приближение к идеалу (739 а-е). Платон отказывается здесь от передачи всей власти правителям-философам, от отмены собственности и введения общности жен для обоих высших категорий граждан — философов и воинов-стражей. Вместо благожелательного отеческого произвола философов в -“Государстве” Платон подробно разрабатывает здесь стабильные законы (многие из них обнаруживают...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины