Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - bah говэй

 

Bah говэй

bah говэй

Ван Цзинъань, Ван Гуаньтан.1877, уезд Хайнин пров. Чжэцзян,1927, Пекин.Историк, филолог (один из первых дешифровщиков древних гадательных надписей), лит. критик, философ, поэт, первый историк кит. театра.В нач. века сотрудничал в изданиях реформаторов, критиковал утилитаризм в просвещении, выступал за введение в школах и ун-тах курса европ.

филос. мысли. До антимонархич. Синьхайской революции 1911 12 находился под влиянием нем. философии 18 19 вв. Предмет философии, по В.Г.,поиски смысла жизни, универсальных и вечных истин, в раскрытии к-рых философия и искусство равноценны. Подвергал критике ориентацию философии на политику и нац. проблемы (Янь Фу, Лян Цичао), выступал против попыток реформаторов (Кан Ювэп, Тань Сытун и др.

) превратить конфуцианство в общекит. религию. Констатировал "инструментальность" традиц. кит. культуры, отсутствие в ней "чисто" филос. традиций (метафизики, логики, гносеологии). Подчеркивал "практич. уклон" кит. философии (значит, внимание к проблемам этики и политики) в отличие от "теоретичности" зап. филос. мысли. Полагал, что, подобно тому как в эпоху Хань (3 в. до н.э. 3 в. н.э.) кит. культура была оживлена буд. философией, в 20 в. она должна быть оживлена европейской. В.Г. первый в Китае исследователь и переводчик трудов Шопенгауэра и Ницше. Вклад Канта в мировую философию видел в установлении критерия истинности, доказательстве формальной субъективности знания об объекте.

С позиций Шопенгауэра критиковал Канта за антиметафизичность, скептицизм, противоречивость в разделении рассудка и разума, "чистого" и "практич." разума, за "беспорядочность употребления терминов". Шопенгауэра рассматривал как центр, фигуру европ. философии, усматривая сходство его учения с буддизмом и Упанишадами. Восхищался его концепцией мира как "представления" и "воли к жизни", предпочтением искусства науке, теорией интуиции, определением жизни как страдания из-за временности удовлетворения человеч.

желаний. С этих позиций рассматривал роман Цао Сюэцина (13 в.) "Сон в красном тереме" ("Хун лоу мэн") и произведения юаньской драмы как трагедии, в к-рых жизнь предстает страданием, а освобождение обретается через аскетизм и самоотрицание. После 1907 В.Г. критиковал учение Шопенгауэра с т.

зр. Ницше как служащее не истине, а самоутешению и противостоящее жизни. Усматривал противоречие между этикой и эстетикой Шопенгауэра, между апологией "самоотрицающегося" аскета и "самоутверждающегося" гения, обладающего сверхъестеств. способностями. В ницшеанской теории сверхчеловека видел экстраполяцию "доктрины гения" Шопенгауэра на сферу этики.

Эстетич. воззрения В.Г. сформировались под влиянием нем. философии. Искусство, по В.Г.,форма реализации "избыточной" энергии, "взрослый" аналог детской игры. Его цель "разъяснение идеи", познание. Если альтернативой "вульгарному времяпрепровождению" для "средних людей" является общая религия, предназначенная для нравств. воспитания, то для элиты искусство.

В.Г. выделял три типа красоты: "два первых, определения к-рых заимствованы у Канта, априорны ("прекрасное"дающее бескорыстную радость созерцания; "возвышенное"вызывающее восхищение), третье апостериорно ("утонченное" – мяо как красота природы, преобразованная творческим сознанием). "Прекрасное" и "возвышенное" доступны только гению, "утонченное" как вторичная форма просто талантливому человеку. В филос. лирике В.Г. традиц. темы кит. поэзии переосмыслены в русле зап. философии.После Синьхайской революции В.Г. отказался от прежних увлечений нем. философией, предостерегал против гибельного влияния зап. идей. В центр его науч. интересов встали древняя история, конф. этика, проблемы чести и достоинства, долга и морального выбора, непознаваемости человеч.

природы.*Хайнин Ван Цзинъань сяньшэн ишу (Творческое наследие г-на Ван Цзинъаня из Хайнина). Т. 1 -48. Чанша, 1940;**В.Г. сюэшу яньцзю (Сб. статей, посвященный науч. наследию В.Г.). Шанхай, 1983; Banner J. Wang Kuo-wei. An Intellectual Biography. Camb. (Mass.)-L., 1986; Kogelschatz H. Wang Kuo-wei. And Schopenhauer, eine philosophisch Begegnung. Stuttg., 1986; Rickett A.A. Wang Kuo-wei's Jen-chien tz'uhua: A Study in Chinese Literature Criticism. Hong Kong, 1977.

В.И. Россман

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины