Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - бодхидхарма

 

Бодхидхарма

бодхидхарма

Ум. 528 или 536. Санскр. "Дхарма просветления", "Учение о просветлении".В кит. транскр.Путидамо, сокр. Дамо. В чань-буддизме традиционно считается 28-м буд. патриархом, первым патриархом Чань школы. Личность во многом легендарная, нек-рые исследователи отрицают ее историчность. По преданию, родом из Южн. Индии, принадлежал к варне брахманов или кшатриев, происходил из царской семьи, был третьим наследником царя.

Покинув семью, примял буддизм махаянского толка и стал монахом-миссионером. Прибыл в Китай (г. Гуанчжоу) морским путем в конце пер. правления дин. Лю Сун (420 79), по др. версиям в 520 или 527. Между 516 26 отправился в г. Лоян, где в монастыре Юннинсы проповедовал буд. учение.

Затем ушел в монастырь Шаолиньсы на горе Суншань, где провел девять лет, "непрерывно созерцая каменную стену в сидячей медитации" (цзо чань би гуань), поэтому современники прозвали его "брахманом, созерцающим стену" (би гуань поломэнь). В общей сложности провел на севере Китая более 40 лет, распространяя учение о "просветлении" (у (4)) и передавая эзотерич.

методы буд. практики психотренинга. Пользовался большим уважением среди кит. монахов как "наставник медитации" и знаток буд. канона, имел много учеников и последователей, среди к-рых наиболее известны Хуэйкэ, Таньлинь, Даоюй и др. Своим преемником и вторым чаньским патриархом назначил Хуэйкэ, передав ему для распространения в качестве осн.

канонич. текста школы Чань "Ланкаватарасутру" в четырех цзюанях ("свитках"). Наряду с толкованием этой и др. махаянских сутр (гл. обр. в традиции йогачары) разработал учение о "двух путях и четырех методах" достижения "просветления". Первый "путь" "вхождение в принцип" (жу ли) означал осознание того, что все живые существа обладают одной и той же изначально "чистой" (цин (1)) природой, лишь поверхностно "омраченной" (у мин (2)) неведением, поэтому необходимо отбросить все ложные взгляды и вернуться к "истинной реальности" (чжэнь жу) посредством практики "созерцания стены" (би гуань). Под вторым "путем" "вхождением в практику" (жу ши) имелось в виду освоение адептом "четырех методов": охотно принимать все горести и печали, не проявляя ненависти к тому, кто наносит тебе вред; следовать закону причинности и быть довольным своей судьбой, спокойно воспринимая счастье и несчастье, приобретение и утрату; избавиться от страстей и ни к чему не стремиться; быть в согласии с Дхармой (см. Фа (1), п. 2), т.е. учением Будды. Ему приписывается также разработка четырех основополагающих принципов чань-буддизма: "особая передача вне Учения"; "не опираться на слова и тексты"; "прямое указание на сознание человека"; "созерцая свою природу, становиться буддой".

Однако новейшие исследования показали, что эти принципы были сформулированы не ранее гер. правления дин. Тан (618-907).*Даосюань. Сун гао сэн чжуань (Биографии высоких монахов, сост. в эпоху Сун) // Тайсё синею Дайдзокё (Заново сост. Трипитака гг. Тайсё). Т. 50. Токио, 1 960; Даоюань. Цзиндэ чуань дэн лу (Записи о передаче светильника, сост. в эру Цзиндэ) // Там же.

Т. 51; Early Ch'an in China and Tibet. Berk., 1985.H.B. Абаев

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины