Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - буддизм

 

Буддизм

буддизм

Философско-религ. течение, начавшее проникать в Китай на р-же н.э. из Индии.Процесс адаптации Б. к кит. культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буд. философии и культовой практики.Согласно традиции, основателем Б. считается инд. принц Сиддхартха Гаутама (6-5 вв. до н.э.) из племени шакья (сакья), впоследствии получивший имя Будды "Просветленного".

Б. зародился в Индии как ответвление от брахманизма или, по др. версии, в противовес ему в среде небрахманистской культуры. Возможна связь раннего Б. с оппозиц. брахманству идейными течениями, возникшими в сословии кшатриев (воинов и правителей), к к-рому свящ. история Б. относит его основателя. В противоположность брахманизму Б.

декларировал равенство людей независимо от сословной и кастовой принадлежности, а также выступал против доктрины атмана субстанциального "я", "души", всепроникающего и постоянного духовного начала. Вместо него Б. рассматривает поток последовательных состояний как источник иллюзии постоянной души. Предмет буд. философии изначально составила психология, или теория сознания.

Она опосредовала онтологич. проблематику Б., в к-ром мир предстает как отраженный в сознании психокосм. Гл. целью Б. полагает выход из круга сансары (луньхуэй) цепи смертей-рождений, в к-рой статус живого существа при каждом следующем рождении определяется соотношением положительной и отрицательной активности в предыдущем существовании кармой (е).

"Спасение" мыслится как погружение в нирвану (см. Непань) "состояние Будды", абсолютного покоя, освобождения от страстей и желаний, а потому от имманентных им страданий. Нравств. идеал Б. ахичса, абсолютное непричинение вреда окружающему. Филос. проблематика Б. в целом сводится к анализу психики в связи с обоснованием путей "спасения", а религ. практика к их осуществлению.В 1-3 вв. н.э. Б. разделился на два осн. направления: хинаяну и махаяну. Хинаяна (кит. сяо чэн "малая колесница") буд. течение, сторонники к-рого называют его тхеравада ("учение старейших"). Хинаяна нацеливает на индивид., монастырский путь спасения. Она рассматривает нирвану, как абсолютную статику "непроявленного" состояния бытия, когда прекращается "волнение" реальных психофизич. Элементов дхарм (см. Фа (1), п. 2), череда комбинаций к-рых образует нереальные "я" и мир в "проявленном" состоянии бытия. Наибольшее распространение получили в Китае школы махаяны (да чэн "великой колесницы"), предполагающей возможность спасения в миру с помощью божеств будд и бодхисаттв. В учении одной из школ махаяны мадхьямики (шуньявады) Вселенная предстает как целостность, в к-рой наличествует только "пустота" шунья (см. Кун). Шуньявада утверждает в качестве сущности дхарм "пустотность" шуньяту, к-рая выступает в роли абсолюта и отождествляется с мистич. "телом Будды", или "телом Закона" (санскр. дхармакайя, кит. фа шэнь). "Тело Закона" в свою очередь объявляется тождественным нирване. Тезис о тождестве "проявленного" (сансара) и "непроявленного" (нирвана) бытия подкрепляет учение махаяны о необходимости положительной активности как деятельного служения, о бодхисаттвах потенциальных буддах, отказывающихся от нирваны, чтобы помочь другим в ее обретении.

Буд. проповедники проникли в Китай по Великому шелковому пути еще в 1 в. н.э. из Кушанского царства (на стыке Сев. Индии и Ср. Азии). Традиция считает первым центром Б. монастырь Баймасы близ Лояна (пров. Хэнань). Первым переводчиком буд. текстов на кит. яз., имя к-рого сохранила история, был Ань Шигао, прибывший из Парфии в 14S. Посвящения кит.

послушников в монахи стали регулярными в 3 в. в монастыре Баймасы при Дхармакале виднейшем деятеле кит. Б. того времени. С кон. 3 в. крупным центром Б. стал Чанъань резиденция Дхармаракши, выходца из Вост. Туркестана, переводчика и организатора перевода важнейших текстов махаяны. В 4 нач. 5 в. при Кумарадживе переводческая деятельность иностр.

миссионеров достигла пика и в ней уже широко участвовали буддисты-китайцы.В условиях раздробленности страны и междоусобиц, уменьшения авторитета конфуцианства внимание образованных слоев об-ва в значит, степени переключилось на даос, и буд. доктрины. Росту влияния Б. в нар. среде способствовала его религиозно-магич. практика.

Кроме того, в обстановке политич. неустойчивости и смут буд. монастыри могли обеспечить защиту членам монашеской общины сангхи, крестьянам, обрабатывавшим монастырские земли и нередко отдававшим свои наделы монастырю в обмен на его покровительство.Расцвет Б. в Китае приходится на 6-8 вв., когда там насчитывалось несколько десятков тыс.

монастырей, миллионы монахов и послушников. Важнейшими социальными функциями Б., сохранившимися в последующие столетия, стали обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, благотворительность помощь голодающим, больным и т.п.Первоначально Б. воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. Б. и даосизм выполняли сходные социальные функции (помощь в достижении идеала спасения или освобождения, ритуально-магич.

"обеспечение" повседневной жизни и т.п.), ставили близкие филос. проблемы и приходили к похожим решениям (невозможность выражения и описания истинно сущего, негативная оценка привязанности к профаническим объектам и т.п.), использовали психотехнику для достижения измененных состояний сознания, определяемых традицией как "совершенные".

При переводе буд. текстов использовались гл. обр. термины даосизма. Только с нач. 5 в. во многом благодаря Даоаню и Кумарадживе метод толкования буд. доктрин через реалии кит. философии стал уступать место попыткам выражения исходного содержания санскр. терминов, данных в транскрипции или переданных в виде кит. неологизмов. Среди первых кит. буддистов получила распространение доктрина "просвещения варваров", согласно к-рой Б. был проповедан в Индии прибывшим туда Лао-цзы. Позднее эта доктрина была заимствована даосами и стала средством критики самостоятельной ценности Б.Примерно с 3 в.

все более явным становится расхождение ряда буд. и присущих кит. культуре установок. Напр., общепринятое в Китае отношение к жизни как высшему благу, дарованному человеку Небом, затрудняло восприятие буд. доктрины сансары с ее отношением к жизни как цепи страданий. Исходный акцент Б. на улучшение личной кармы противоречил установке на процветание прежде всего семьи, рода, а также культу предков.

В 3-6 вв. одним из важных пунктов обвинений в адрес Б. была проповедь им аскетизма, в к-рой конф. идеологи усматривали небрежение телом, дарованным человеку предками, и, т.о., неуважение к ним, к продолжению рода как социальному долгу. В вину Б. ставилась также несостоятельность буд.

доктрин познания, в к-рых конфуцианцы видели проповедь субъективизма и произвола, абсолютизацию роли индивид, сознания "сердца" (синь ( 1 )).Стержнем полемики представителей раннего кит. Б. со сторонниками др. идейных течений стала проблема "неуничтожимости души (духа)" (шэнь бу ме). Она стала следствием онтологизации проблематики Б.

в Китае, результатом взаимопроникновения доктрин кармы, сансары и кит. представлений о субстанциальности явленного и неявленного мира (см. Ю у, Ци (1), Цзин (3), Шэнь (1)).

Трактуя психику как субстанциальный "дух" (шэнь (1)), а череду психич. состоянии как неизменную духовную сущность наподобие брахманистского атмана, кит. Б. фактически встал на защиту отвергнутого инд. буддистами учения о неизменности, вечности и самотождественности психики. Это встретило отпор со стороны конф. мыслителей (см., напр.

, Фань Чжэнь), не допускавших мысли о посмертном существовании индивид, духовного "я" вне индивид, психосоматич. единства хунь по. Онтологизация буд. философии в Китае проявилась также в обретении субстанциальности "пустотностью" шуньятой (кун): она стала рассматриваться в качестве "неоформленного" бытия, предшествующего миру "оформленных" вещей (см.

Син (2)). В кит. Б. появились пантеистич. мотивы: Будда в аспекте дхарма-кайя ("тело Закона") начал восприниматься как субстанция и основа всего сущего, источник и конечная цель мира. Напр. Сунь Чо (4 в.) определил Будду как "воплотившееся дао"."Китаизация" буд. доктрин привела к возникновению самобытных школ Б., крупнейшие из к-рых развивали традиции различных направлений махаяны. Напр., Саньлунь школа, основателями к-рой считаются Саньлань (6 в.) и Цзицзан (6 нач. 7 в.), продолжила учение мадхьямики, наиболее радикально отрицающее реальность и внеш., и внутр. мира. Учение Вэйши школы восходит к реформированной в 7 в.

Сюаньцзаном и его учеником Куйцзи традиции виджнянавады (йогачары), к-рая в отличие от мадхьямики признает реальность внутр. мира. Ряд школ кит. Б. махаяны, напр. Хуаянь, Чань и Тяньтай, не имеют инд. аналогов. Хуаянь школа, основы учения к-рой заложены Душунем (6-7 вв.) и систематизированы Фацзаном (7-нач. 8 в.), сочетала положения мадхьямики и виджнянавады, рассматривая мир как универсум, полностью присутствующий в каждом из составляющих его элементов.

Хуаянь, акцентировавшая разработку филос. проблем бытия, дополняла и подкрепляла теоретич. основания Чань школы, делавшей упор на практику постижения высшей истины посредством интуитивного озарения. Ее создание приписывается полулегендарному инд. миссионеру Бодхидхарме (кон. 5нач. 6 в.), а оформление ее осн. доктрин связывается гл.

обр. с именем Хуэйнэна (7 в.). Одно из крупнейших ранних течений кит. Б. Тяньтай школа, осн. доктрины к-рой разработал Чжии (6 в.), стремилась к синтезу учений др. направлений махаяны и настаивала на идее присутствия "природы будды" во всем сущем. Интегрирующую роль в кит. Б. играла Люй школа, восходящая к инд.

миссионеру Дхармакале (сер. 3 в.) и окончательно доктринально оформленная в 7 в. Даосюанем. Гл. условием спасения ее учителя объявляли скрупулезное соблюдение монашеских уставов (винаи, кит. люй), подкрепленное медитативным постижением их внутр. смысла. Уставы школы Люй поныне приняты в крупнейших буд. монастырях Китая.Проникал в Китай и тантрический Б.

ваджраяны, наиболее тесно связанный с магич. практикой и учениями о половых энергетич. началах. Он был представлен Ми школой, не выдержавшей конкуренции с даос, магией, но оказавшей глубокое влияние на культовую практику, психотехнику и иконографию даосизма и кит. Б.Особое место в кит. Б. занимает Цзинту школа, возникновение к-рой связывают с именем Хуэйюаня (кон.

4нач. 5 в.). Популярная в народе идея "счастливой земли", где обитают божества и "святые-бессмертные", была сопряжена со схожими буд. представлениями и культом будды ЗападаАмитабхи (амидизмом), нацеливавшим адептов на возрождение в "Чистой земле (Цзин ту) Предельной радости". В сочетании с культом Майтрейи будды грядущего амидизм лег в основание милленаристской идеологии многих нар. сект буд. толка и тайных обществ (см. Се цзяо).Кит. Б. способствовал усилению про-идеалистич. тенденций в кит. философии, проявившихся в проблематике и понятийном аппарате даосизма и неоконфуцианства. Напр., в даосизме появились креационистские идеи (см. "Гуань Инь-цзы"), не свойственные ни кит. традиции, ни инд. Б.; центр, в неоконфуцианстве категории ли (1) ("принцип") и синь (1) ("сердце") были разработаны при участии буд.

мысли и т.п. Нек-рые даос, и конф. мыслители сознательно обращались к буд. идеям (напр., Сунь Чо, 4 в.; Ван Янмин, кон. 15 нач. 16 в.; Ван Тинсян, 17 в.), но по преимуществу воздействие буд. доктрин на кит. идеологию проходило опосредованно и стихийно по мере адаптации Б. к кит. культуре. На уровне "книжной" культуры дистанция между Б. и его идеологич.

оппонентами неизменно сохранялась.Б. периодически подвергался гонениям, наиболее сильным в сер. 9 в., во времена правления императора У-цзуна. Особенно пострадали школы Хуаянь и Тяньтай. В последующие годы, особенно в эпохи Юань (13-14 вв.) и Мин (14-17 вв.), Б. не раз переживал полосы расцвета, однако его школы уже никогда не достигали такого мощного интеллектуального подъема, как в 6 8 вв.

Развитие теоретич. наследия школ кит. Б. имело продолжение в Японии и Корее. В Тибете и Внутр. Монголии преобладает Б. т.н. ламаистского толка ти-бетско-монг. версия поздней инд. традиции махаяны.К нач. 20 в. Б. в Китае почти полностью растворился в синкрегич. нар. религии (см. Сань цзяо). Однако начавшееся в кон. 19 нач. 20 в. обновленческое движение в Б.

приостановило этот процесс. "Обновленцы" ставили перед собой задачу возрождения Б. в "первонач. чистоте" и в то же время его модернизацию, с тем чтобы его идеология и практика больше соответствовали текущим потребностям страны. В 1912 была создана Ассоциация кит. буддистов, затем подобные орг-ции возникли в различных городах и провинциях Китая.

Все они преследовали цели защиты собственности буд. общин, объединения последователей Б., усиления его влияния на общественно-политич. жизнь страны. Однако острые разногласия между их лидерами помешали ассоциации стать значительной обществ, силой.Ассоциация кит. буддистов была воссоздана в 1953 и поныне является действующей орг-цией.

Е.А. Торчинов, А.Г. Юркевич, Л.Е. Янгутов

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины