Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - цао дуань

 

Цао дуань

цао дуань

Цао Чжэнфу, Юэчуань сяньшэн ("Учитель из Юэчуаня")1376, Мяньчи (совр. пров. Хэнань),1434Философ-неоконфуцианец, последователь "учения о принципе" (ли сюэ). Был попечителем учебных заведений окр. Хэчжоу, изучал гл. обр. взгляды Чжу Си (12 в.). Осн. соч. "Сяо цзин шу цзе" ("Описание и изъяснение "Канона сыновней почтительности"), "Сы шу сян шо" ("Подробное изъяснение "Четверокнижия"), "Цао Юэчуань цзи" ("Собр.

соч. Цао из Юэчуаня") и др. Определяя соотношение структурообразующего "принципа" (ли (1)) и материалообразующей "пневмы" (ци (1)), утверждал, что "принцип правит пневмой" (ли юй ци). Выступал против отождествления "Великого предела" (тай цзи) с "пневмой", полагая, что он тождествен "принципу", так же как и "(индивид.) природа" (син (1)). Универсальность "принципа" подразумевает и универсальность "(индивид.

) природы", вне к-рой "в Поднебесной нет вещей". Возможность для человека составить "триаду" (сань цай) с Небом и Землей относил на счет интегрирующей функции сознания и психики ("сердца" -синь (1)), "подвижническая" (гунфу) работа к-рого позволяет встать на "Великую дорогу" (да лу) осуществления дао. Проповедовал "передачу (ортодокс, конф.) традиции" (дао тун чжи чуань). Подвергал критике буддизм за фактич. отождествление "(индивид.) природы" с "пустотой" шуньей (пун), что выводит "природу" за рамки "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин (1)), а учение Лао-цзы за отождествление дао и "пустотно-сти" (сюй), что, по его мнению, ведет к отрицанию возможности дао управлять "(индивид.) природой".Сюй Юаньхэ

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины