Китайская философия. Энциклопедический словарь - цзунми
Цзунми
780 841Пятый патриарх буд. Хуаянь школы и одновременно четвертый патриарх направления Хэцзэ Чань школы. Иногда именуется Гуйфэн Ц. (по назв. пика в горах Чжуннаньшань, пров. Шэньси, где находился монастырь Цаотансы, в к-ром жил Ц.). Важнейшие из его многочисленных (ок 200 цзюаней "свитков") филос. соч. "Юань жэнь лунь" ("О началах человека") и "Чань юань чжуцюань цзи ду сюй" ("Предисловие к полн. собр. соч. об истоках чаньского созерцания"). Ц. составил также утраченный ныне сб. "Чань цзан" ("Чаньская сокровищница")дополнение к "Трипитаке" (см. "Да цзан цзин").Ц. разработал учение, призванное объединить школы кит. буддизма под главенством Хуаянь. Психотехнику чань-буддизма ("созерцание" чань) он рассматривал как форму практич.
реализации философии ("учение" цзяо) Хуаянь, выдвинув тезис о "единстве учения и созерцания" (цзяо чань и чжи). В "Юань жэнь лунь" история буд. философии рассматривается как движение от низших форм к хуаяньской доктрине абсолютно совершенному учению, синтезирующему элементы истинного знания, к-рые содержатся в др. учениях, и вместе с тем превосходящему их.
Движение к более совершенному знанию описывается в хронологич. последовательности: каждое последующее учение включает в себя положительные моменты предыдущего. "Низшие" учения для Ц.конфуцианство и даосизм, рассматриваемые вне хронологич. связи; затем следуют "учение небожителей" (жэнь тянь цзяо)воспринятые на примитивном уровне нормы буд.вероучения; хинаяна (сяо чэн); махаянские школы (да чэн)виджнянавада (см. Вэйши школа), мадхьямика (см. Саньлунь школа; у Ц.по сян цзяо, "учение о разрушении свойств (дхарм)") и выделяемое из махаяны учение школы Хуаянь. Концепция Ц. конкретизировала и рационализировала классификац. схему, предложенную Фацзаном (1 8 вв.) в доктрине у цзяо ("пять учений").
*О началах человека (Юань жэнь лунь). Пер. Е.А. Торчинова. Предисл. к собр. разъяснений истоков чаньских истин. Пер. К.Ю. Солонина // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992; **Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Но-восиб., 1982; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 119 21; Jan Jun-hua. Tsung-mi: His Analysis of Ch'an Buddhism // T'P. 1972. Vol. 58. №4; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought. Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. Kansas C., 1974; Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнения). Кн. 3. Цзинань, 1982. С. 83138. Е.А. ТорчиновКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 408 | |
2 | 404 | |
3 | 349 | |
4 | 259 | |
5 | 245 | |
6 | 243 | |
7 | 233 | |
8 | 231 | |
9 | 227 | |
10 | 216 | |
11 | 210 | |
12 | 205 | |
13 | 197 | |
14 | 196 | |
15 | 195 | |
16 | 193 | |
17 | 190 | |
18 | 189 | |
19 | 188 | |
20 | 183 |