Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - хэ сю

 

Хэ сю

хэ сю

Хэ Шаогун 129, Фаньсянь обл. Жэньчэн (юго-запад совр. уезда Яньчжоу (по др. версии Цюйфу) пров. Шаньдун), 182Каноновед, представитель "школы текстов новых письмен" (цзиньвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ). Дослужился до поста гл. советника при императоре (цзяньи дафу).

Создатель т.н. учения г-на Хэ (Хэ-ши сюэ) о "(Чунь цю) Гунъян чжуани" (см. "Чунь цю"). Предложил методику выяснения "великого смысла сокровенных речений" (вэй янь да и) данного канона, т.е. зашифрованных в архитектонике текста, образах и лексике принципиальных законов управления об-вом. Осн. соч. "Чунь цю Гунъян чжуань цзе гу" ("Комментарии к толкованию "Весен и осеней в версии Гунъ-яна"), написанные в подражание "Цзо чжуани", и утраченные "Гунъян мо шоу" ("Безмолвная защита (версии) Гунъяна"), "Цзо-ши гао хуан" ("Уязвимые места (версии) г-на Цзо"), "Гулян фэй цзи" ("Неизлечимые недуги (версии) Гуляна").

В сб. Ван Мо (18 в.) "Хань вэй и шу мяо" ("Извлечения из утраченных книг эпох Хань и Вэй") содержатся выдержки из указ. соч.Создал развернутое историософское "учение о трех эрах" (сань ши шо), периодах Шуай луань ("Упадок и хаос")Шэн пин ("Начинающееся равновесие (покой, мир)") -Тай пин ("Великое равновесие (покой, мир)"), знаменующих своего рода ступени историч. прогресса. Его протекание в пространстве и времени, а также качеств, аспект Х.С. показывает на примере приписываемой Конфуцию (6 5 вв. до н.э.) летописи "Чунь цю". Говоря о временах, известных из предания, Конфуций якобы выделил тему зарождения в недрах эры Шуай луань элементов идеального правления, сосредоточившись на событиях в его родном гос-ве Лу как "внутр." землях и лишь абрисом очертив события во "внеш." пространстве остальном Китае. Т.о., теме зарождения элементов порядка в хаосе соответствует "пространств." тематич. локализация в границах одного гос-ва. Следующий этап Шэн пин в летописи проецируется на время, события к-рого известны из устных источников, а его преимущественная пространств, проекция приходится на весь Китай как "внутр.

" земли по отношению к "внеш." областям проживания "варваров". Совр. Конфуцию пер., по Х.С., служит в "Чунь цю" для демонстрации идеи Тай пин эры, к к-рой должно привести расширение сферы идеального правления до границ всей Поднебесной и поглощения этой сферой "внеш." областей; поэтому, говоря о том периоде, Конфуций уделяет равное внимание малым и большим событиям в Поднебесной.

Х.С. дал также подробное описание идеального об-ва, существовавшего якобы во времена древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей: оно основано на системе "колодезных полей" (цзин тянь) и характеризуется коллективным трудом, организуемым в рамках общин, имуществ. равенством входящих в общину семей (при двойном земельном наделе у старейших), гос.

призрением бездетных стариков и сирот, развитой многоступенчатой системой нар. образования с отбором наиболее даровитых на гос. посты, строгим общинным контролем за количеством труда. Утопич. схема Х.С. явилась реакцией на разрушение традиц. общинных структур и концентрацию земельной собственности в руках немногих влиятельных семей.

Учение Х.С. оказало значительное влияние на средневек. историософию и взгляды реформаторов 2-й пол. 19 в. на историч. процесс (см. Кан Ювэй).*Чжунго Да тун сысян цзыляо (Материалы по идеологии Великого единения в Китае). Пекин, 1959; **Мартынов А.С. Конф. утопия в древности и в средневековье // Кит. социальные утопии. М., 1987; Bauer W. China and the Search for Happiness. N.Y., 1976.Ли Си

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины