Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - и цзин

 

И цзин

и цзин

"ЧЖОУ И" "И цзин"Наиболее авторитетное и ориг. произв. кит. канонич. и филос. лит-ры, стоящее во главе как "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин"), так и "Пятиканония" ("У цзин") и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиц. Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название "Ч. и.", может быть понят по крайней мере двояко: "Чжоу" 1) имя династии, правившей в Китае с конца 2 тыс. до н.э. по сер. 3 в. до н.э., и хронологич. обозначение данной эпохи; 2) слово, имеющее значения "оборот, круг, цикл", "везде, повсюду", "полный, исчерпывающий"; "и (4)"1) "легкий, нетрудный"; 2) "перемена, метаморфоза". Соответственно сочетание "Чжоу и" допускает четыре толкования: 1) "(Канон) перемен (эпохи) Чжоу"; 2) "Легкий (канон эпохи) Чжоу"; 3) "Всеохватно-крутовые перемены"; 4) "Всеохватно-круговой легкий (канон)" (тут слово "канон" эквивалент иероглифа цзин (1), входящего в состав синонимичного "Ч.

и" обозначения "И цзин", "Канон перемен", "Книга перемен"; см. Цзин вэй). "Ч. и." включает в себя канонич. часть (в двух разд.), созд., видимо, в 8 7 вв. до н.э., т.е. собственно "И цзин", и комментирующую часть, созд. в 6 4 вв. до н.э., "И чжуань" (или "Ши и" "Десять крыльев", т.е. семь коммент.-чжуань, три из к-рых имеют по два разд.). Специфич.

основу "И цзина" составляют возникшие, вероятно, в кон. 2 нач. 1 тыс. до н.э. 64 гексаграммы (люшисы гуа, см. Гуа) особые графич. символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов целой и прерванной во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т.д. комбинации как знаки более конкр. воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центр, роль в этой системе играют восемь триграмм (ба гуа) сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий: Цянь творчество, крепость, небо, отец; Кунь исполнение, самоотдача, земля, мать; Чжэнь возбуждение, подвижность, гром, первый сын; Кань погружение, опасность, вода, второй сын; Гэнь пребывание, незыблемость, гора, третий сын; Сюнь утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь; Ли сцепление, ясность, огонь, вторая Дочь; Дуй разрешение, радостность, водоем, третья дочь.Происхождение канонич. части "Ч. и." связано с двумя важнейшими видами гадательной практики на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (бу) (образовывание геометрич. символов) и на стеблях тысячелистника (ши (7)) (различные числовые комбинации). В "Чжоу ли" содержится сообщение об использовании при "великом гадании" (да бу) "приемов трех перемен" (сань и чжи фа): "Лянь шань" ("Смыкающиеся горы"), "Гуй цзан" ("Возвращение в сокровищницу") и "Ч. и.". В традиц. "науке об "И цзине" и сюэ указ, названия связываются с тремя вариантами одного произведения, соотносящимися с мифич. правителями древности Фуси (или последовавшим за ним Шэньнуном), Хуанди (преемником Шэньнуна) и основателем дин. Чжоу Вэнь-ваном (12-11 вв. до н.э.), либо с тремя первыми династиями Ся (23 16 вв.

до н.э.), Шан-Инь (16 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11-3 вв. до н.э.). 'Тексты "Лянь шань" и "Гуй цзан" считались утраченными. По предположению Пи Сижуя (19 в.), до Конфуция подобных текстов, как и записанного текста "Ч. и.", вообще не существовало и речь идет лишь о различных системах гадания. Древнейшие мантич. приемы преобразованы в "Ч. и." в нумерологич.

(см. С ян шу чжи сюэ) систему математикоподобных операций с числами и геометрич. фигурами, задача к-рой "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" ("Си цы чжуань", II, 2). В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5 4 вв. до н.э. комментирующей части "Ч. и.", гл. обр. в ее наиболее философичном разделе "Си цы чжуани" ("Коммент.

привязанных слов"), эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 осн. ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил "Ч.

и." обрести общеметодологич. статус, функционально аналогичный тому, к-рый в Европе принадлежал "Органону" Аристотеля.. В эпоху Хань (3 в. до н.э. 3 в. н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений иньян цзя, "школы новых письмен" (см. Цзин сюэ) и оракуло-апокрифич. традиции (чэнь вэй) общеметодологич. потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологич.

референтов и координации со всеми др. аналогичными схемами "пятью элементами" (у син (1)), циклич. и зодиакальными знаками, магич. числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. На р-же н.э. в соч. "И линь" ("Лес перемен") Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1 -2 вв.) и "Тай сюань цзин" ("Канон Великого сокровенного") Ян Сюна (1 в. до н.э. 1 в. н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию "Ч. и." или заменить ее альтернативной системой. Однако они не получили общего признания, и "Ч. и." сохранил свое центр, методологич. и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в пер. правления дин. Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство. Наиболее авторитетными считаются переводы "Ч. и." на европ. языки, выполненные Дж. Леггом (англ, яз.), Р. Вильгельмом (нем. яз.), а также рус. пер. канонич. части ("И цзин") Ю.К. Щуцкого. *Ч. и. чжэн и ("Ч. и." в правильном осмыслении) // Ши сань цзин. Кн.1 2. Пекин, 1957; Нань Хуэйцзинь и др. (коммент., пер.). Ч. и. цзинь чжу цзинь и ("Ч. и." с совр. коммент. и пер.). Тайбэй, 1978; Цюй Ваньли. Ч. и. цзи ши ("Ч.

и." с собр. толкований). Тайбэй, 1986; The Yi: King (Tr. by J. Legge) // The Sacred Books of the East. Vol. 16. Delhi, 1966; Le Yi: King ou Livre des changements de dynastie des Tsheou. Tr. par P.-L.-F. Philastre. Pt 1 2. P., 1975; Wilhelm R. I Ging. Das Bush der Wandlungen. 2 Bde. Jena, 1924 (англ. пер. N.Y., 1950; фр. пер.Р., 1969) ;**Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1960, 1993 (англ, пер. Princ.N.Y., 1979); Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии.

М., 1994; Сюй Циньтин. И цзин яньцзю (Исслед. "Канона перемен"). Тайбэй, 1970; Чжу Вокунь. И сюэ чжэсюэ ши (История философии "Ч. и."). Кн. 1 2. Пекин, 1986 88; Лю Дсщзюнь. Ч. и. гайлунь (Общий взгляд на "Ч. и."). Цзинань, 1986; Чэнь Мэнлэй. Ч. и. цянь шу (Простое изложение "Ч. и.").Кн. 1 4. Шанхай, 1988; журн.

"Ч. и. яньцзю" (Исслед. "Ч. и."). Цзинань (изд. с 1988); Wilhelm И. Change: Eight Lectures on the I Ching. N.Y., 1960; Sung Z.D. The Symbols of Yi King. N.Y., 1969; Wilhelm H. Heaven, Earth, and Man in the Book of Changes. Seattle L., 1977; Sherril W.A.. Chu W.K. An Anthology of I Ching. L., etc., 1977; Uu Da. I Ching Numerology: Based on Shao Yung's Classic "Plum Blossom Numerology". S.F., 1979; Offermann P.H. Das alte chinesische Orakel und Weisheitsbush I Ging: Konflikte klaren Zweifel losen. В., 1985.А.И. Ко6зев

Китайская философия.

Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины