Китайская философия. Энциклопедический словарь - ли ао
Ли ао
(1). Ли Сичжи. 772, Чэнцзи обл. Лунси (к востоку от совр. Циньаня пров. Ганьсу) или обл. Чжао,841.Философ, литератор. Имел высшую ученую степень цзиньши, был чл. ("д-ром"боши) импер. Гос. академии (Гоцзы), дослужился до поста правителя области. Испытал сильное влияние буддизма. Осн. соч."Фу син шу" ("Кн. о возрождении (индивид.) природы"), "Ли Вэнь-гун цзи" (Собр. произв. Ли князя Культуры). Стремился к синтезу конф. и буд. концепций на основе идей "Чжун юна". Пытался применять буд. понятийный аппарат для анализа конф. учения о соотношении "сердца" (синь (1)-сознания и психики) и человеч. "(индивид.) природы" (син (1)). Считал "коренную природу" (бэнь син) исконное природное начало у всех людей в равной степени "добрым" (шань). Соприкосновение ее с вещами внеш. мира рождает чувства (цин (2)) и неизбежные чувственные заблуждения. Лишь отбросив их, можно восстановить "дао (индивид.
) природы", выражающееся в подчинении зрения, слуха, речи и действий правилам этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)). Тот, кто способен т.о. "довести до предела собств. природу", может "довести до предела" и "природу" др. людей, а также вещей, т.е. привести мир к абсолютной гармонии "срединности и постоянства". "Возрождение" и "доведение до предела собств.
природы" требует поэтапного совершенствования сознания и психики. Прежде всего следует исключить "рождение чувств", "освящая размышления и помыслы", т.е. сосредоточиваясь на высоких духовных ценностях. Следующий этап "возрождения природы" познание такого состояния, при к-ром "мысль отсутствует и присутствует" одновременно и к-рое "отделено от движения и покоя" (см.
Дун цзин). Завершает этот процесс "достижение искренности" (чжи чэн, см. Чэн (1)), некоей границы "совершенной мудрости" (см. Шэн (1)), дающей возможность, внутренне пребывая в "тишине и бездвижности", "обозреть Небо и Землю", "ощущением пронизать всю Поднебесную", в к-рой не остается ничего невидимого и непостижимого. Отрицал возможность познания мира за счет изучения внеш. вещей и их свойств. Политич. учение Л.А. представляет собой интерпретацию положений Конфуция (6 5 вв. до н.э.) и Мэн Кэ (4 3 вв. до н.э.) о незыблемости социальных ролей (см. Чжэн мин). Основой обществ, порядка считал учение "Шести канонов" ("Лю цзин"). Был активным сторонником идеи "возрождения древности" (фу гу) и развития лит. стиля гувэнь (см. Хань Юй).*Ли Вэнь-гун цзи. Л.А. чжуань (Собр. произв. Ли князя Культуры. (С приложением) биографии Л.А.). Цз. 1 18. Шанхай. Б.г. // СБЦК. П. 134. Т. 1525 26.Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 409 | |
2 | 406 | |
3 | 351 | |
4 | 259 | |
5 | 245 | |
6 | 243 | |
7 | 233 | |
8 | 231 | |
9 | 227 | |
10 | 216 | |
11 | 210 | |
12 | 205 | |
13 | 197 | |
14 | 196 | |
15 | 195 | |
16 | 193 | |
17 | 190 | |
18 | 189 | |
19 | 188 | |
20 | 183 |