Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - ли чжи

 

Ли чжи

ли чжи

Линь Цзай, прозе. Чжоу, Хунфу, Вэньлин цзюйши ("отшельник из Вэньлина"). 1527, Цзиньцзян окр. Цюань-чжоу пров. Фучжоу, 1602.Мыслитель-вольнодумец. Происходил из обедневшей ку-печ. семьи китайцев-мусульман. Учился у Ван Би (2), сына Ван Гэня. Имел звание боши ("д-ра") нанкинской и пекинской гос. академий (Гоцзы), занимал высокие посты по ведомству ритуалов и ведомству наказаний.

За вольнодумство и "введение народа в соблазн" заключен в тюрьму, где покончил с собой. Осн. соч. "Ли-ши фэнь шу" ("Сжигаемая книга г-на Ли"), "Сюй фэнь шу" ("Продолжение сжигаемой книги"), "Цзан шу" ("Береженая книга"), "Сюй цзан шу" ("Продолжение береженой книги"), "Ли Вэньлин цзи" ("Собр. соч. Ли из Вэньлина").

Рассматривая конф. канонич. книги "Шесть канонов" ("Лю цзин"), "Лунь юй" и "Мэн-цзы" как "записи высказываний учителей, сделанные по памяти бестолковыми учениками" и "расхваленные чиновными историографами", отрицал их значимость как универсального источника истины ("Фэнь шу"); отвергал непогрешимость Конфуция ("Цзан шу"). В филос. построениях Л.

Ч. ощущается влияние Ван Янмина (кон. 15 нач. 16 в.) и буд. Чань школы, но фундаментальные заключения носят оригинальный характер. Оспаривал общую для неоконфуцианства идею отождествления "Единого" (и |2)), структурообразующего вселенского "принципа" (ли 11|) и "Великого предела" (тай цзи) как источника "вещей" феноменального мира; считал таким источником "двоицу" (лян), т.е. дуальные космич. силы инь ян ("Фэнь шу"). Развивая положение Ван Янмина о "благосмыслии" (лян чжи)врожденном "знании блага", Л.Ч. делал акцент на идее "сердца ребенка" (тун синь) как "истинного сердца" (чжэнь синь, см. Чжэнь)глубинной основы "благосмыслия", потенции различения блага. В чань-буд. духе отрицал наличие вещей "вне сердца (синь (1))", т.е. вне сознания и психики индивидуума (там же). Доказывал, что истина и ложь не отрицают, а дополняют и обусловливают друг друга подобно вселенским дуальным силам. Исходя из той же доктрины взаимодействия противоположностей как условия функционирования природы и об-ва, выступал против чрезмерной социальной приниженности женщин. Оспаривал необходимость следования исключительно древним образцам в лит-ре и искусстве, ратовал за повышение культурного статуса романа и драмы, считавшихся "низкими" жанрами.*Цзан шу. Т. 1 4. Пекин, 1974; Сюй цзан шу. Т. 1 2. Пекин, 1974; Фэнь шу. Сюй фэнь шу. Пекин, 1975; **Манухин B.C. Взгляды Л.

Ч. и творчество его современников // Труды межвузовской науч. конф. по истории литератур зарубеж. Востока. М., 1970; КобзевА.И. Рец. на кн.: J.-F. Billeter. Li Zhi, philosophe maudit (1527 1602) // HAA. 1981. №3; Чжу Цяньчжи. Л.Ч. Ухань, 1957; Чжан Цзянь. Л.Ч. пинчжуань (Биография Л.Ч. с коммент.). Фучжоу, 1981; De Вагу W.T. Li Chih: A Chinese Individualist // Asia. 1969. Vol. 14; Billeter J.-F. Li Zhi, philosophe maudit (1527 1602).

Gen.-P., 1979; Chan Hok-Lam. Li Chih, 1527 1602, in Contemporary Chinese Historiography. White Plains. N.Y., 1980.Ли Си

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины