Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - нрав

 

Нрав

нрав

ЦИ (1). "Пневма" ("эфир", "атмосфера", "газ", "воздух", "дыхание", "дух", "нрав", "темперамент", "энергия", "жизненная сила", "материя")Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий кит. философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетич. субстанции.

Этимологич. значение "пар над варящимся (жертвенным) рисом". Стандартную терминологии, оппозицию Ц. составляет ли (1) ("принцип"). Предельно общее понятие Ц. конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологии, антропологии и психологии. В первом случае Ц.универсальная субстанция Вселенной; во втором связанный с кровообращением наполнитель человеч. тела (аналог "жизненных" или "животных духов" европ. философии), способный утончаться до состояний "семенной души" (цзин (3)) и "духа" (шэнь (1)); в третьем проявление психии. центра, "сердца" (синь (1)), управляемое волей (чжи (3)) и управляющее чувствами (цин (2)). Общепризнанным в кит. философии было представление о Ц. как бескачественном первовеществе, из к-рого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой "Хаосом" (хунь дунь), "Великим пределом" (тай цзи), "Великим единым" (тай и), "Великим началом" (тай чу) или "Великой пустотой" (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества инь ян и "пять элементов" (у син (1)).Филос. категорией термин Ц. стал в 4 в. до н.э. в таких классич. памятниках, как "Гуань-цзы", "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы" и др. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание Ц. в "Го юй" (5 в. до н.э.), где оно отнесено к 8 в. до н.э.: Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия Ц. Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, "пронизывающим тьму вещей", Ц. предстает в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.). Положение о преобразовании Ц. в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в кит.

классич. философии, впервые прозвучало в "Чжуан-цзы", где указ, процессы применительно к Ц. осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания "пневменных" субстанций с психоэмоциональной сферой. В "Цзо чжуани" (4 в. до н.э.) человеч. эмоции и "вкусы" (горечь, сладость и т.п.) объявляются порождением, а "воля" воплощением Ц.

Духовная сущность "пневмы" Ц. обозначена в "Гуань-цзы" термином "лин Ц." "одухотворенная пневма", "подвижная пневма". Она присутствует в "сердце" сознании и психике человека (ср. наименование "сердца" в "Чжуан-цзы": "вместилище духовности", или "души" лин фу), способна спонтанно "приходить и уходить", ей присуща иррациональная атрибутика дао такая "малость", что она не имеет ничего "внутри (себя)" и одновременно такая "огромность", что "ниито (не остается) вне (ее)" (гл. "Нэй е""Внутр. работа").В "Си цы чжуани" (4 в. до н.э.) Ц. соединено с понятием "цзин (3)" ("семя", "семенная душа"), выражающем в "Дао дэ цзине" порождающую потенцию дао: "осемененная (утонченная) пневма (цзин Ц.) образует вещи" благодаря тому, что "мужское и женское (напала) связывают семя".Содержащиеся в "Си цы чжуани" высказывания о цзин (3) как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из "Гуань-цзы", где цзин Ц. фактически отождествляется с "духом" (шэнь (1)) как психич. началом. В "Мэн-цзы" представлено положение о единении телесного и духовного ("мысленного" и (3)) Ц. в "сосредоточенности на долге (и (1))", рассматривавшейся как выражение безбрежности мировой "пневмы".В "Хэ Гуань-цзы" (4 в. до н.э.?) или Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) введено понятие "изнач. пневма" (юань Ц.), из к-рой "образуются Небо и Земля". Дун Чжуншу отождествил "изнач. пневму" с качествами, полученными человеком от родителей и с общемировой субстанцией. В "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.) Ц. рассматривается в космологич. и антропологич. плане как одно из порождающих начал наряду с "духом" и "семенем" и одновременно объединяющее их "то, что наполняет все сущее".Ван Чун (1 в.) интерпретировал воплощенное в Ц. духовное начало шэнь Ц. как "утончение" цзин Ц., а сгущение и разрежение "пневмы" сравнил с образованием льда и его таянием: человек порождается "духовной пневмой" (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие "шэнь Ц." у Ван Чуна может быть истолковано как синоним "изнач. пневмы", в к-рой "отсутствует разделение (на мутное и чистое)". Ван Су (3 в.) отождествил "изнач. пневму" с "Великим единым" (тай и)состоянием, предшествующим космогенезу в космологич. схеме "Ле-цзы" (4 в. до н.э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.)с "Великим началом" (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай (11 в.) связал Ц. с понятиями "у цзи" ("Беспредельное", см. тай цзи) и "Великая пустота" (тай сюй), акцентировав неуничтожимость "пневмы", сгущение и разрежение к-рой реализуется в мировых трансформациях (бянь хуа), образующих преходящие "формы" (сын (1)) и "образы" (сян (1)).

Особое значение термин Ц. приобрел в неоконфуцианстве, гл. проблемой к-рого стало выяснение соотношения двух начал: материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного Ц. со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным "принципом" (ли (1)). Чэн И (Ив.) в отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения Ц.

с разрушением "принципов". Чжу Си (12 в.) отстаивал вечность существования "принципов", с к-рыми неразрывно связано Ц.Ван Янмин (15-16 вв.) трактовал ли |1) и Ц. как нерасчленимое единство, а Ц., "дух" и "семя" как "одну вещь": "распространяющаяся активность это пневма, сгущенное скопление это семя, а чудесное (утонченное) применение это дух". Выражение этого единства Ван Янмин находил в "благосмыслии" (лян чжи)врожденном "благом" и интуитивном знании. Ван Чуаныиань (17 в.) усматривал в концентрации и рассеивании Ц. причины "видимости" или "невидимости" чего-либо, позволяющие говорить о "бытии/наличии", "форме", либо о "небытии/отсутствии", "неоформленности" (см. Ю у, Син (2)). Янь Фу (19 в.) объяснял зап. понятие "эфир" (итай) как "имя самого чистого Ц.". Фэн Юлань (20 в.) отождествил Ц. с платоновско-аристотелевой материей как полным отсутствием форм, т.е. коррелятивных "принципов" (ли (1)), или "Беспредельным" (у цзи) "ничто". Совр. исследователи сближают Ц. с понятием "поле" (Фэн Ци и др.). Традиц. концепции Ц. в наст, время играют большую роль в теории кит. медицины.**Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 32 6, 38 54 и др.; Горохова Г.Э. Универсализм раннего даосизма // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич.

кит. философия. М., 1983. С. 163 71 и др.; Бу Цзиньчжи. Во го гудай Ц. дэ цусу вэйучжуи сюэшо цзяньлунь (Обзор древнекит. наивноматериалистич. учений о Ц.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзикань (Сб. исследований по истории кит. философии). Вып. 2. Шанхай, 1982. С. 108 35; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987.

С. 7 38; Huang Siu-chi. Chang Tsai's Concept of Ch'i // PEW. 1968. Vol. 18. №4; Hatton Л. A Comparison of Ch'i and Prime Matter // Ib. 1982. Vol. 32. №2; Kirn Yung S.K. Some Aspects of the Concept of Ch'i in Chu Hsi // Ib. 1984. Vol. 34. №1.А.И. Кобзев, А.Г. ЮркевичЦИ (2). "Орудие" ("конкр. явление", "способность")Категория классич. кит. философии. Термин Ц. первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли (3), в части, культовой утилитарности ("Лунь юй", "Си цы чжуань", "Дао дэ цзин", "Мэн-цзы").

Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкр. способов ее реализации, привело первых кит. философов к противопоставлению Ц. ("орудий" и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) "благородного мужа" цзюнь цзы ("Лунь юй"), так и первозданной простоте (пу) мироздания ("Дао дэ цзин"). Последняя в "Дао дэ цзине" выступает ипостасью дао, к-рое тем самым противопоставляется Ц.

В качестве "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю у) дао определяет гл. функцию Ц. как сосуда способность вмещать в себя, т.е. Ц. представляется "орудием" дао. Фундаментальная оппозиция дао Ц. терминологически была впервые оформлена в "Си цы чжуани". Эволюция Ц. как фил ос. понятия проходила в русле развития концепций дао.А.И. Кобзев

Китайская философия.

Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины