Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - тончайшее

 

Тончайшее

тончайшее

ЦЗИН (3) "Семя"("семя/дух", "духовные силы", "эссенция", "утончение", "тончайшее", "семенное")Одна из самых специфич. категорий кит. философии. Исходное значение Ц."отборный, очищенный рис" ("Лунь юй")-обрело два семантич. полюса: "семя" (физич. эссенция) и "дух" (психич. эссенция). Т.о., Ц. выражает идею непосредств. тождества сексуальной и психич.

энергий.В "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.) Ц. фигурирует как некая "эссенциальность" Вселенной, условие жизни. В "Гуань-цзы" (4 3 вв. до н.э.) Ц.это "утонченность пневмы" (ци чжи Ц., см. Ци (1)), порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность: "Если (семя) распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи (гуй шэнь, см. Шэнь (1)). Если же (оно) сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек (шэн жэнь, см. Шэн (1))". Там же "соединение осемененных пневм (Ц. ци) мужчин и женщин" рассматривается как условие рождения человека.В "Си цы чжуани" (4 в. до н.э.) Ц.это рафинированная "пневма", к-рая м.б. мужской (ян ци, нань ци) и женской (инь ци, нюй ци): "Мужское и женское (начала) связывают семя (гоу Ц.), и тьма вещей, видоизменяясь, рождается"; "Осемененная пневма (Ц. ци) образует вещи". В нек-рых пассажах Ц. означает дух, душу, разум: "Так благородный муж знает, какая вещь произойдет. Разве может кто-либо, не обладающий высшей разумностью (Ц.) в Поднебесной, быть причастен к этому?"; "Разумное долженствование (Ц. и) проникает в дух (шэнь (1))". В "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.) "концентрация" (цзи (5)) "осемененной пневмы" объявляется источником существования форм живой и неживой природы, обусловливающим и развитие их лучших качеств: напр.

, рост растений, способность животных двигаться, игру самоцветов; она является также носителем "красоты" (мэй) и потому определяет существование "блага" (лян), носителем "разумности" (чжи (1)) и потому обусловливает "просветленность (разума)" (мин (3)).Согласно "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), Ц. в космология, и антропология, иерархии занимает срединное положение между "духом" и "пневмой", в космосе оно формирует солнце, луну, звезды, космич.

ориентиры (чэнь), гром, молнию, ветер и дождь, а в человеке "пять внутр. органов" (у цзан), к-рые находятся в координации с внеш. органами чувств. В одном из пассажей "Хуайнань-цзы" "осемененная (утонченная) пневма" объявляется присущей только человеку, тогда как животные состоят из "мутной пневмы" (фань ци).Поскольку Ц.квинтэссенция "пневмы", то оно может рассматриваться как ее особый вид.

На графич. уровне данную связь выражает наличие общего элементами "рис" у знаков Ц. и ци (1).А.И. КобзевПротодаос. концепции, особенно те, что выражены в "Хуайнань-цзы", сказались на содержании текста "Тай пин цзин" (1 2 вв.), во многом предопределившего теоретич. основы практики "достижения бессмертия" и продления жизни в средневек. даосизме.

Согласно "Тай пин цзину", "пневма рождает семя, семя рождает дух, дух рождает просветленность (разума)". Эти начала объявлены "тремя пневмами" (сань ци); будучи слиты в "Одно" (и (2)), они составляют основу "духа" и одновременно "исконную пневму Неба, Земли и человека" (бэнь тянь ди жэнь чжи ци); "(Тот, кто) не позволит просветленности духа и осемененной пневме уйти и покинуть свое тело/личность (шэнь (2)), тот не (будет) знать старости, не (будет) знать смерти".

Категория Ц. в даосизме стала обозначать одну из "пневменных" (ци (1)) субстанций, определенным образом локализованную в человеч. теле и обусловливающую преимущественно соматич. процессы "жизненность" (мин (1)); осн. внимание уделялось проблемам перераспределения Ц. в организме, пополнения ее запасов и ее участия в "выплавлении" "духовной" (шэнь (1)) субстанции "бессмертного зародыша" (см.

С янь сюэ, Гэ Хун, Тао Хунцзин, Чжан Бодуань). Даос, трактовки Ц. оказали значительное влияние на становление классич. теории кит. медицины.В конф. филос. проблематике категория Ц. занимала менее важное место. Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) ввел Ц. в универсальную систему корреляций с силами инь ян, однозначно отнеся ее к "пневме ян" (ян ци). В приписываемой Цзэн-цзы (5 в.

до н.э.) версии "Ли цзи" ("Да Дай ли цзи", см. Дай Шэн) допускалась причастность Ц. и к "пневме ян", и к "пневме инь": в первом случае "осемененная пневма" относилась к "духу" -шэнь (1), во втором к "духу" -лин. Ван Чун (1 в.) определил "осемененную пневму" как причину человеч. жизни ее утрата означает смерть, а Ц.как источник психич. деятельности и сознания: оно обусловливает возможность ощущать и мыслить. Кун Инда (кон. 6 7 в.) допускал отнесение Ц. и к инь, и к ян. Эту трактовку воспринял Чжу Чжэнь (кон. 11 нач. 12 в.), определивший Ц. как воплощение инь ян, а "пневму" как субстантивацию закономерностей "пяти элементов" (у син (1)); "концентрация" (цзюй) "пневмы" образует Ц., а "концентрация" Ц.вещи. Ян Ваньли (12 нач. 13 в.) в своих натурфилос. построениях использовал тезис об образовании вещей "осемененной пневмой", применив метафору образования льда из воды и снега из дождя. Ван Тинсян (кон. 15-16 в.), отрицая версию Чжу Си (12 в.) об онтологич. первичности "принципа" (ли (1)) по отношению к "пневме", акцентировал идущий от Чжан Цзая тезис о "пустотности" (сюй, сюй кун) как "пневме": "концентрация осемененной пневмы" образует вещи жизнь, "возвращение" в "пустотность" -смерть. Гу Яньу (17 в.) связал образование вещей "осемененной пневмой" и их переход в состояние "изменений, творимых странствующими душами-хунь" (см. Хунь по), т.е. в потусторонний мир, с проблемой "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия" (см. Ю у), акцентировав тезис Чжан Цзая о неуничтожимости "пневмы".

Дай Чжэнь (18 в.) сделал упор на психогносеологич. роль "осемененной пневмы", к-рая, "пронизывая" человека, обусловливает его способность "знать и ощущать" (чжи цзюэ), Хун Лянцзи (19 в.) именовал "осемененную пневму" "отцом", а "телесную сущность" (син чжи)"матерью" человека: их соединение дает жизнь, а со смертью "осемененная пневма возвращается к Небу", "телесная сущность" к Земле.

Чжан Тайянь (19 нач. 20 в.) предпринял попытку связать зап. естественно-науч. взгляды с традиц. концепцией "образования вещей осемененной пневмой", отождествив Ц. ци с материей, тезис о "возвращении осемененной пневмы к Небу" с фактом существования воздуха и постулировав независимость "разума" от "пневмы".А.Г. Юркевич*Лисевич И.С. Лит.

мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 34, 46, 54, 56; Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнань-цзы", II в. до н.э.). М., 1979. С. 53 8; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 159 68; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 32 8; См. также лит-ру к ст. Ци (1), Сянь сюэ.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины