Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - учитель с горы цзишань

 

Учитель с горы цзишань

учитель с горы цзишань

ЛЮ ЦЗУНЧЖОУ Лю Цидун, Лю-цзы, прозв. Няньтай, Цзишань сяныиэн ("учитель с горы Цзишань"). 1578, Шаньинь (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),1645.Философ-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши. Дослужился до поста начальника контрольного ведомства в Нанкине, ставшем после сдачи Пекина в 1644 и воцарения маньчж. дин. Цин резиденцией импер.

двора дин. Мин. Учредил высшую школу, студентами к-рой были Хуан Цзунси, Чэнь Цюэ и др. известные ученые. После падения т.н. дин. Южная Мин покончил с собой, отказываясь от еды. Осн. соч. сведены в сб. "Лю-цзы цюань шу" ("Поли. собр. книг Лю-цзы"), "Лю-цзы цюань шу и пянь" ("Сохранившиеся главы из поли.

собр. книг Лю-цзы").Филос. построения Л.Ц. в целом укладываются в русло учения Ван Янмина (кон. 15 нач. 16 в.). Вместе с тем отрицал тезис о том, что "принцип (ли (1)) предшествует пневме (ци (1))", обосновывая имманентность "принципа" "пневме". Доказывал исконную "единотелесность" (и ти) человека "Небу (тянь). Земле и десяти тыс. вещей", соединяющимся посредством органов чувств в человеч.

"сердце" (синь (1))-сознании и психике. Последнее отождествлял с "(индивид.) природой" (син (1)) человека. Его "сердце" составляет единство с вселенским "сердцем дао" общеприродным разумно-чувственным началом, к-рое одновременно является "исконным сердцем" (бэнь синь)сущностной основой "сердца" человека. Подобным же образом человеч. "природа" представляет собой единство двух компонентов т.

н. "природы сущности пневмы" (ци чжи чжи син), определяемой совокупностью свойств "пневмы", образующей конкр. личность-организм, и "природы долженствующего принципа" (и ли чжи син, см.

И (1)), к-рая является сутью вселенской и конкр. человеч. "природы". Тождество "двукомпонентных" "сердца" и "природы" субстанциально обеспечивается пронизывающей их единой вселенской "пневмой". Но это тождество осуществляется не автоматически, а посредством медитативной "работы/подвига" (гунфу) "размышления в одиночестве", или "размышления об одиночном" (шэнь ду).

"Одиночное" у Л.Ц."исконное сердце", универсальная суть человеч. сознания и психики, для актуализации к-рой необходимо постоянное сосредоточение на ней. Совершение этого "подвига" требует воспитания в себе "искренности" ("он (1)) и "почтительной осторожности" (цзин (4))", к-рые достигаются посредством "самопреодоления" (кэ цзи), "взыскания добра" (цзэ шань) и необходимы для обучения вообще.

Ма ЧжэньдоЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ Лю Цзыхоу, прозв. Лю Хэдун ("Лю из Хэдуна"). 773, уезд Цзесянь обл. Хэдун (совр. Цзеч-жоучжэнь уезда Юньчэн пров. Шаньси),819.Литератор, философ. Имел высшую ученую степень цзиньши. Состоял на гос. службе по ведомству ритуалов. Вместе с Лю Юйси входил в дворцовую реформаторскую группировку Ван Шувэня, после ее поражения сослан в провинцию, где занимал различные чиновничьи должности.

Осн. соч. "Тянь дуй" ("Обращение к Небу"), "Тянь шо" ("Слово о Небе"), "Да Лю Юйси тянь лунь шу" ("Книга ответов на вопросы Лю Юйси о Небе"), "Фэй Го юй" ("Против "Речей царств") и др. вошли в сб. "Хэдун сяньшэн цзи" ("Собр. соч. г-на (Лю из) Хэдуна").В обл. натурфилософии исходил из существования предвечной мировой субстанции "изнач. пневмы" (юань ци (1), см. Ци (1)), из к-рой рождается все сущее. Отрицал существование какого-либо "суверена" (чжу цзай), господствующего над "изнач. пневмой". Полемизируя с Хань Юем, доказывал, что Небо (тянь) безграничный универсум, к-рый никого не наказывает и не награждает.

Небо и Земля, "изнач. пневма", силы инь ян суть природные начала, не обладающие волей; и достижениями, и неудачами человек обязан себе ("Тянь шо"). Небо представляет только природные процессы (рождение, рост, разрушение, гибель), тогда как человек социальные (законодательное упорядочение и смуты) ("Да Лю Юйси..."). Л.Ц. отрицал зависимость человеч.

судьбы ("предопределения" мин (1)) от Неба и каких-либо высших существ: "Имеющий достаточно сил надеется на людей; не имеющий достаточно сил надеется на духов" ("Фэй Го юй").Утверждал, что развитие человеч. об-ва не следовало "замыслам совершенномудрых" (шэн (1)), но шло в русле человеч. потребностей, регулируемых "властью/силой" (ши (5)). Взгляды Л.

Ц. на историч. процесс подразумевали некое прогрессивное развитие социума: в глубокой древности для того, чтобы пища и вещи "собирались для (распределения) на всех" и не было столкновений между людьми, появились "войска и добродетель (дэ ( 1 ))", т.е. аппарат насилия и моральные нормы, и Сын Неба (правитель) стал самолично раздавать уделы. Считая восстановление удельной системы нецелесообразным, Л.Ц. вместе с тем полагал, что только "совершенномудрый" правитель может наладить обществ, порядок, соединив "канонич. (управление)" (цзин (1)), "власть" (цюань) с "гуманностью" (жэнь (2)) и "мудростью" (чжи (1)). Активно поддерживая движение за "возрождение" древнего лит. стиля (подражание ему), в отличие от зачинателя этого движения Хань Юя рассматривал "три учения" конфуцианство, даосизм и буддизм как не противоречащие друг другу.

Тезис Л.Ц. об "объединении конфуцианства и буддизма" выглядел необычно для мыслителя его круга. В совр. науч. лит-ре высказываются преимущественно три т.зр. о соотношении идей Л.Ц. и буддизма: 1) буд. идеи не оказали заметного влияния на материалистич. в целом взгляды Л. Ц.; 2) его воззрения в принципе эклектичны; 3) Л. Ц. адепт буддизма, а его философия носит идеалистич.

характер.*Л.Ц. цзи (Собр. соч. Л.Ц.). Пекин, 1979; Хань Юй, Л.Ц. Избр. Пер. с кит. И. Соколовой. М., 1979; Федорук В.Ф. Трактовка Неба в лит. творчестве Л.Ц. ("Слово о Небе") // Проблемы вост. филологии. М., 1979; **Желоховцев А.Н. Лит. взгляды Хань Юя и Л.Ц. // Историко-филологич. исследования. М., 1974.По материалам Фу Юньлуна

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины