Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - янмина школа

 

Янмина школа

янмина школа

Янмин сюэ пайСогласно Хуан Цзунси (17 в.), ближайшие последователи Ван Янмина (кон. 15 16 в.) образовали шесть территориальных группировок: 1) Чжэцзянскую (Чжэ чжун); 2) Цзянсискую (Цзян ю); 3) Цзянсу-Аньхойскую (Нань чжун); 4) Хунань-Хубэйскую (Чу чжун); 5) Шань-дун-Хэнаньскую (Бэй фан); 6) Фуцзянь-Гу-андунскую (Юэ минь), а также Тайчжоускую школу.

Их осн. представителями были соответственно: 1)Дунь Юнь, Сюй Ай, Лу Чэн (15 нач. 16 в.), Цянь Дэхун, Ван Цзи (16 в.); 2) Не Бао, Цзоу Шоуи, Чэнь Цзючуань, Оуян Дэ (кон. 15 16 в.), Ло Хунсянь, Лю Вэньминь, Вань Тинъянь, Ван Шихуай, Цзоу Юаньбяо (16 нач. 17 в.), 3) Хуан Синцзэн, Чжу Дэчжи (15 16 вв.), Сюэ Инци, Сюй Цзе, Тан Шуньчжи (16 в.); 4) Цзян Синь, Цзи Юаньхэн (кон. 15 16 в.); 5) My Кунхуэй, Нань Дацзи (кон. 15 16 в.), Ян Дунмин (16 нач. 17 в.); 6) Сюэ Кань, Чжоу Тань (16 в.). Гл. роли на идеологич. сцене Китая 16 в. играли две первые группировки и Тайчжоуская школа. К последней помимо основателя Ван Гэня (кон. 15 16 в.) и иногда причисляемого к ней как ее идейного вдохновителя Ван Цзи принадлежали: Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (15 16 вв.), Чжао Чжэньцзи, Ло Жуфан, Хэ Синьинь, Ли Чжи, Гэн Динсян, Ян Циюань (16 в.), Цзяо Хун, Чжоу Жудэн (16 17 вв.). Виднейшими учениками Ван Янмина в первом поколении были Ван Цзи, Ван Гэнь, Цянь Дэхун, Не Бао, Цзоу Шоуи, Оуян Дэ.В конце 161-й пол. 17 в. помимо Тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три оппозиц. ей учения, в той или иной мере придерживавшихся идей Ван Янмина: Пучение "(о знании, на чем) остановиться, (и умении) совершенствоваться" (чжи сю) Ли Цая ученика Цзоу Шоуи; 2) учение Дунлиньской школы, основатель к-рой Гу Сяньчэн был учеником Сюэ Инци ученика Оуян Дэ и к к-рой также принадлежали Гао Паньлун и Чэнь Лунчжэн; 3) Цишаньское учение, созданное Лю Цзунчжоу и развитое его учениками Чэнь Цюэ и Хуан Цзунси (17 в.).Осн. дискуссии среди янминистов конца эпохи Мин развертывались вокруг вопросов о соотношении духовной "первосущности" (бэнь ти) и "нравств. усилий" (гунфу (2)), о связи "индивид, природы" (син (!)) и психики ("сердца" синь (1)) с добром (шань), злом (э, см. Син (1)) и "высшим благом" (чжи шань), о способах обнаружения и практич.

реализации "истинной" (чжэнь), доброй и "благосмысленной" (лян чжи) природы человека. По характеру решения этих проблем янминисты разделялись на три больших лагеря.Первое идейное направление, часто открыто смыкавшееся с чань-буддизмом (см. Чань школа) и даосизмом (Ван Цзи, Чжао Чжэньцзи, Чжоу Жудэн, Ли Чжи), обычно квалифицируется как "отдающее приоритет действию" (чжу дун, см.

Дун цзин), "натуралистич." и "экзистенциалистское", или "левое крыло" янминизма. Его основоположники Ван Цзи и Ван Гэнь, а наибольшее развитие оно получило в Тайчжоуской школе. Определение последней как "левого крыла" указывает также на эгалитарно-популистский характер идеологии и демократич. устремления ее представителей, склонных к утопич. ("безумному" куан) реформаторству (Хэ Синьинь, Ли Чжи). Сторонники данного направления считали каждую отд. личность "актуально совершенной" (сянь чэн), готовой к "мгновенному просветлению" (дунь у, см. Хуэйнэн, Чань школа) и нуждающейся лишь в свободном и деятельном проявлении своего врожденного всеблагого "естества" (цзы жань) в обыденной жизни.

Отождествлявшаяся с "отсутствием/небытием" (у (1)) и "пустотой/вместимостью" (сюй) духовная "первосущность" трактовалась ими как образующая неразрывное единство с повседневными нравств. усилиями. Источник "истинных" идей и чувств усматривался в полной свободе и возможности абс. отрицания, имманентно присущих субъекту. Из содержащегося в "четырех постулатах" Ван Янмина положения об отсутствии добра и зла на уровне "сущности сердца" Ван Цзи выводил отсутствие добра и зла на уровне "вещей/дел" (концепция "четырех отсутствий"), а Ло Жуфан и Ли Чжи пришли к апологии спонтанно самопроявляющегося, интуитивно мудрого "детского сердца" (чи цзы чжи синь, тун синь).

Сторонники противоположного лагеря строго разделяли духовную "первосущность" и нравств. усилия, считая, что выявление "совершенной природы" личности требует постепенного самоуглубления в безмятежности и "покое" (цзин (2)). Делая акцент на положении о "доведении до конца" (чжи (5)) из тезиса Ван Янмина о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи), они видели в нем не единовременный акт, а процесс, основанный на отрешенном медитировании и приводящий к внутр.

"просветлению". Это направление обычно квалифицируется как отдающее приоритет "покою" (чжу цзин), "квиетистское" (гуй цзи), или "правое крыло" янминизма. Его родоначальники Не Бао и Ло Хунсянь, за к-рыми следовали Лю Вэньминь, Вань Тинъ-янь и Ван Шихуай.Третий лагерь составляли сторонники "ортодоксального", или "культивационного" (сю), янминизма, также отчетливо разделявшие духовную "первосущность" и нравств.

усилия, но отстаивавшие их гармонию в стремлении избежать обеих крайностей, сходившихся на почве индивидуализма: экстравагантных "самопроявлений" "левого крыла" и самоуглубленного абсентеизма "правого крыла". Они проповедовали апробированные традиц. культурой способы личного самосовершенствования как возвращения к самому себе путем служения людям.

Из положений "четырех постулатов" о наличии добра и зла на уровнях "вещей-дел", знания и волевых помыслов Цянь Дэхун выводил их наличие и на уровне "сущности сердца" (концепция "четырех наличии").У истоков этого направления стояли зять Ван Янмина Сюй Ай и его земляк Цянь Дэхун, а также Цзоу Шоуи и Оуян Дэ.Маньчж. завоевание и общее изменение духовного климата в Китае во 2-й пол.

17 в. привели к разрушению прежде идейно доминировавшей В.Я.ш. Начавшееся в 16 в. проникновение идей Ван Янмина в Японию и Корею привело в 17 в. к возникновению там собств. янминистских школ оёмэй-гакуха и янменхакпха.** Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и ютассич. кит. философия. М., 1983; Хуан Цзунси. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев (дин.

)* Мин). Кн. 1 12. Шанхай, 1933; Фэй Хайцзи. Ван Янмин сяньшэн дэ мэньжэнь син син као (Изучение характера и деятельности учеников Ван Янмина) // Сяньдай гоцзя. Т. 90. 1972; Его же. Ван Янмин мэньжэнь гэсин чжи жэньши (Индивид, ознакомление с учениками Ван Янмина) // Дунфан цзачжи. 1972. Т. 5. № 12; Окада Такэхико. Оёмэй то Минмацу но дзюгаку (Ван Янмин и конфуцианство кон. (дин.) Мин). Токио, 1970; ChangC. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 2. N.Y., 1962. P. 98-148; Okada Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol.23. N1-2. P. 139-149.А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины