Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - знание - действие

 

Знание - действие

знание - действие

ЧЖИ -СИН "Знание действие"Терминологич. оппозиция, выражающая проблему соотношения двух специфич. категорий кит. философии: чжи (2) "(действенное) знание" ("сознание", "познание", "разумность", "мудрость", "понимание", "ведение") и син (3) "(сознательное) действие" ("деятельность", "активность", "поступок", "осуществлять", "идти").

Чжи (2) как филос. категория подразумевает, с одной стороны, чистые формы познания, с др. целесообразные сознательные действия, практич. опыт (ср. "ведать чем-либо", "отведать", "изведать"). Праксиологич. истолкование "знания" выражено уже в "Лунь юе" (5 в. до н.э.): "Служить долгу/справедливости (и (1))... почитая духов и навей, держаться подальше от них (это) можно назвать знанием"; "Знающий действенно подвижен" (дун, см.

Дун цзин); "знание" это "знание людей", позволяющее приводить их к повиновению.Представление о "деятельном" характере знания отражают неоконф. трактовки тезиса "Да сюэ" (4 2 вв. до н.э.): "Доведение знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей (гэ у)", где чжи чжи и гэ у взаимообусловленные требования к управлению Поднебесной. Чжу Си (12 в.

) интерпретировал гэ у как "исчерпание принципов (ли (1)) вещей и дел (ши у, см. У (3))", подразумевая под "вещами и делами" проблемы морали, политики и т.п.; Ван Янмин (кон. 15 нач. 16 в.) определил гэ как "исправлять" (чжэн (1)), а у (3) как "дела" (ши (3)), к-рые м.б. "выверены" только "в собств. сердце". В даосизме "знание" сопряжено с деятельным аспектом гл. обр. через отрицательную связь: "не действуя, знать" ("Дао дэ цзин", 5-4 вв. до н.э.), где "не действовать" (бу син) синоним "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)), т.е. отсутствие произвольной деятельности, несогласной с миропорядком (дао).

Концепции "деятельного" знания в конфуцианстве и "недеятельного" (но действенного) в даосизме синтезированы в неоконфуцианстве через опосредован ие их учением о врожденном знании и конф. интерпретациями даос. (гл. обр. восходящих к "Чжу-ан-цзы", 4 3 вв. до н.э.) взглядов о возможности развития способности к интуитивному постижению истины (см.

Чэн (1), Шзн (1)).Специфика категории син (3) определяется: 1) возможностью выражения им не только физического, но и психического действия-процесса (напр., любви и ненависти у Ван Янмина); 2) его корреляцией с понятиями "вэй (1)" ("деяние", "дело", "действие"), "ши (3)" ("дело", "служение"), "и (1)" ("долг/справедливость").

Понятие "вэй (1)" является родовым для ши (3) и син (3). Определение обоих терминов, аналогич. трактовки к-рых представлены в "Лунь юе", "Цзо чжуани", "Гуань-цзы", "Мэн-цзы" и др. памятниках 5 3 вв. до н.э., дано в "Сюнь-цзы" (4 3 вв. до н.э.): "Действовать (вэй (1)), сверяясь с пользой/выгодой, это называется делом (ши (3)); действовать, сверяясь с долгом/справедливостью, это называется действием (син (3))".

В "Лунь юе" син (3) выступает как один из принципов, на основе к-рых "учил" Конфуций, наряду с "культурой" (вэнь), "преданностью" ("верностью" чжун (2), см. Чжун шу) и "благонадежностью" (синь (2)). Легисты (см. Легизм) противопоставили конф. трактовке син (3) сопряженность этого понятия с "пользой/выгодой": "Если, действуя (син (3)), (люди) не обогащаются, то рождаются смуты" ("Шан цзюнь шу", 4 3 вв. до н.э.).Содержание и данного тезиса, и конф. трактовки "действия" отражает такой его аспект, как практич. завершенность. Др. аспект "действия" плановая разумность (сознательность) вытекает из доп. значений коррелирующего иероглифа и (1) (помимо "долг/справедливость" также "смысл", "значение"), подкрепленных пассажами "Лунь юя" о непременном согласовании син (3) с "размышлениями" (сы (2)), "рассуждением" (люй) и "обдумыванием" (моу).

Исходное значение слова "син (3)" "идти" и его филос. смысл как воплощения онтологически обусловленных этич. и жизненных принципов выразились в терминологич. словосочетании "син дао" ("идти Путем", "осуществлять Учение"), восходящем к "Мэн-цзы". Предпосылки этого мыслеобраза содержатся также в наличии у иероглифа син (3) (в чтении "хан") смыслов "ряд", "шеренга" и обозначении им классификац.

рядов ("элементов") в схеме "пяти элементов" (у син (1)), взаимодействие к-рых выступает выражением важнейших закономерностей мирового процесса дао.Проблема соотношения "знания" с собственно "действием" имела три осн. варианта решения: 1) "знание легко, действие трудно" (чжи и, син нань); 2) знание и действие совпадают в единстве (чжи син хэ и); 3) "знание трудно, действие легко" (чжи нань син и).

Первый тезис вытекал из конф. подхода к "знанию" как набору социально-этич. предписаний, поэтому достижение истины понималось как гл. обр. научение ей (ср. положение Ян Сюна, 1 в. до н.э.1 в. н.э.: "Заниматься изучением хуже, чем заниматься поиском наставника", и "Шу цзина", 11 -6 вв. до н.э.: "Неверно, что знание трудно, трудно именно действие").

Тезис "знание легко, действие трудно" означал также, что "знание" предшествует "действию" (ср. "Сюнь-цзы": "Учение доходит до предела и завершается в действии"). Нормативную формулу их соотношения дал Чжу Си: "Если говорить о предшествующем и последующем, то знание это предшествующее. Если говорить о малозначительном и важном, то действие это важное".

Ван Янмин, акцентируя понимание познавательных функций как действий, или "движений", и моральное содержание знания, выдвинул положение о "совпадающем единстве знания и действия" и с функциональной, и с этич. т. зр. Ван Тинсян (15 нач. 16 в.) подверг критике взгляды и Чжу Си, и Ван Янмина, истолковав "знание" и "действие" как равные, однопорядковые понятия, охарактеризовав их буд.

термином чжэнь жу ("истинная сущность" татхата, "истинно сущие"). Ван Чуаныиань (17 в.) отверг процессуальную первичность "знания" по отношению к "действию", определив "действие" как "(движущую) силу стремления к знанию"; "знание и действие соотносятся как (исходный) материал и его применение" (юн (2), см.

Ти юн); "действие м.б. равно знанию, но знание не м.б. равно действию", т.е. практич. "действие" и обусловливает "знание" ("познание"), и воплощается в нем. Тань Сытун (19 в.) сформулировал тезис о приоритетности "знания": "Ценить только знание и (вообще) не ценить действие"; "знание это дела тонких (лин) горних душ хунь (см. Хунь по)", т.е. активность высших духовных субстанций; "действие это дела (всего лишь) телесных душ по", низших составляющих человеч.

личности; "истинное (чжэнь) знание не может не (проявиться в) действии". Чжан Бинлинь (19 нач. 20 в.) предложил противоположную трактовку, утверждая, что "разум" (чжи хуэй, см. Чжи (1)) людей не обязательно "раскрывается" в человеч. делах; его "раскрытие" обеспечивает революция как воплощение необходимого "действия".Сунь Ятсен (кон. 19 нач. 20 в.

), сначала поддержав концепцию Ван Янмина, впоследствии выработал собств. "действие легко, знание трудно", вытекавшую из его знакомства с зап. культурой: "Если (мы) сможем руководствоваться науч. принципами в достижении истинного знания, то быстрое претворение (его) в жизнь будет нетрудным делом". Тем не менее "действие предшествующее, знание последующее", поскольку "действие нацелено на достижение знания" и представляет собой "движение от непознанного к (его) познанию", чему способствует "уже имеющееся знание".

Сунь Ятсен выделил три формы фактич. соотношения "знания" и "действия", корреспондирующие с этапами развития человеч. цивилизации: "не знать и действовать" пер. движения к цивилизации; "действовать и (потому) затем знать" пер. зарождения цивилизации и ее первоначального развития; "знать и (потому) затем действовать" пер., начавшийся после науч.

открытий.**Сенин Н.Г. Общественно-политич. и филос. взгляды Сунь Ятсена. М., 1956; Буров В,Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1976. С. 117 20; Феоктистов В.Ф. Филос. и общественно-политич. взгляды Сюнь-цзы. М., 1976. С. 91 107; Кобзев А.Я. Учение Ван Янмина и классич.

кит. философия. М., 1983. С. 184 98; Титаренко М.Л. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 (по Указателю); Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 239 -65; Nivison D.S. The Problem of "Knowledge" and "Action" in Chinese Thought since Wang Yang-ming // Studies in Chinese Thought. Chic., 1953; Tu Wei-ming. The Unity of Knowing and Acting: From a Neo-Confucian Perspective // Philosophy: Theory and Practice.

Madras, 1970; Cua A.S. The Unity of Knowledge and Action. A Study in Wang Yang-ming's Moral Philosophy. Honolulu, 1982. XV.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины