Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - достоверность

 

Достоверность

достоверность
ДОСТОВЕРНОСТЬ — обоснованность, доказательность, бесспорность тех или иных элементов научного и обыденного знания. Достоверное суждение — такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание; напр.: «Луна — спутник Земли», «Вода кипит при 100 градусах С» и т.п. Достоверные суждения разделяются на два вида: ассерторические, констатирующие некоторое реальное положение дел, и аподиктические, утверждающие необходимую связь явлений. Д. суждений и теорий обеспечивается эмпирическим подтверждением, экспериментальными данными, общественной практикой.

До середины 20 в. считалось, что наука или повседневный опыт способны давать абсолютно достоверные суждения. Напр., марксистская философия утверждала, что существуют так называемые абсолютные истины — положения, которые никогда не будут опровергнуты, изменены и вечно будут оставаться в сокровищнице человеческого знания. Представители логического позитивизма полагали, что протокольные предложения, выражающие чувственный опыт субъекта, абсолютно достоверны и не допускают никаких сомнений. Во второй половине 20 в. было осознано, что абсолютная Д. недостижима, что все наши утверждения и теории лишь относительно достоверны и со временем будут изменены или отброшены.

АЛ. Никифоров

Д. — понятие, характеризующее знание как твердо установленное, исключающее сомнение. В субъективном плане Д. является формой осознания истины человеком.

В истории эпистемологических учений доминировали два основных понимания Д: как несомненность тех или иных содержаний сознания и как свойство логически обоснованной истины. Первое связано с представлением об истине как о «разумном свете», в котором не подлежащее сомнению знание достигается не посредством выводов и доказательств, а в прямой интуиции. Второе — с идеей особой Д. дедуктивных теорий, образцом которых в течение веков были теории математики.

Классическая философия решала проблему Д. в духе эпистемологического фундаментализма — поиска безусловно достоверных источников и оснований знания. Согласно Декарту, объединившему указанные понимания Д., ее обеспечивают два действия разума: интуиция и дедукция. Первая есть «понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим». Распространение Д. достигается благодаря дедукции, «посредством которой мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного». В эмпиризме Д. приписывалась так или иначе понимаемым непосредственным «чувственным данным». Ф. Бэкон видел достоверный фундамент знания в чувственном ядре опыта, очищенном от антропоморфных, языковых и догматических искажений. По Юму, достоверно только знание о единичных фактах, а также математика, поскольку она имеет аналитический характер.

В эпистемологии 20 в. изощренные поиски достоверных уровней знания были предприняты в неопозитивизме и в феноменологии. В первом безусловная Д. отводилась данным «чистого опыта», выраженным в языке наблюдения. В феноменологии Гуссерля восстанавливается картезианский мотив возврата к изначальным структурам сознания, раскрывающимся в интуиции с очевидностью и непосредственной Д. Обе эти фундаменталистские программы потерпели крах, и поиски абсолютных «точек опоры» знания рассматриваются ныне как нереализуемые. Так, по мнению К. Поппера, всякое знание условно и гипотетично; не существует каких-либо начал и источников знания, отличающихся безусловной Д. Реально познание исходит из разнообразных, порой достаточно шатких, оснований (метафизических идей, суждений здравого смысла и т.п.), но степень Д. знания повышается в процессе его непрерывной рациональной критики.

В современной герменевтике отрицается непосредственная Д. внутреннего опыта и доказывается, что в самопонимании, как и в понимании вообще, неизбежно присутствуют неосознаваемые предпосылки и предрассудки. В работе Л. Витгенштейна «О достоверности» проводится мысль о том, что основания знания уходят корнями в невербальный практический опыт, а свою Д. знание приобретает вследствие включенности в сеть взаимосвязанных и поддерживающих друг друга очевидностей.

Таким образом, для современной эпистемологии характерно осознание пределов обоснованности, «фундированности» любой Д. и понимание того, что границы между мнением, верой, предположением и знанием относительны и подвижны.

В.П. Филатов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):