Энциклопедия эпистемологии и философии науки - монадология
Монадология
Действие монад выражается в отчетливых восприятиях, а страдание — в смутных. Принципиальный тезис Лейбница состоит в том, что монады являются замкнутыми: «Монады вовсе не имеют окон» (Там же. С. 4 413). Монада является «постоянным живым зеркалом универсума» (Там же. С. 422); «но отчетливее представляет она то тело, которое с ней связано и энтелехию которого она составляет» (Там же. С. 424). Поскольку монады оказываются замкнутыми и непроницаемыми, их взаимную согласованность, равно как и взаимодействие души и тела, Лейбниц объясняет существованием предустановленной гармонии.
«М.» внесла значительный вклад в дальнейшее развитие теории познания. Именно в ней Лейбниц выделяет «два великих принципа», на которых основывается рассуждение: принцип противоречия и принцип достаточного основания. Но если принцип противоречия был хорошо известен еще со времен Аристотеля, то классическую формулировку принципа достаточного основания впервые дал Лейбниц: это есть принцип, «в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны» (Там же. С. 418). Наряду с этим, в «М.» дано важное различение «двух родов истин»: «Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно» (Там же). При этом Лейбниц особо отмечает аналитичность истин разума. Кроме того, он выделяет «малые восприятия» (Там же. С. 416), или бессознательные восприятия, чем вносит немалый вклад в проблематику сознательного/бессознательного. В «М.» Лейбниц придает новое звучание априорному и апостериорному, связывая первое с разумными, а второе — с опытными основаниями. Сами же априорные и апостериорные доказательства, образцы которых Лейбниц приводит, рассматриваются им в комплексе и с разных сторон доказывают одно и то же положение. Тем самым, в «М.» сложилась традиция априорных и апостериорных доказательств, в существенных чертах воспроизводимая вплоть до сочинений представителей нем. идеализма в 20 в.
А.Н. Круглов
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 821 | |
2 | 542 | |
3 | 423 | |
4 | 384 | |
5 | 384 | |
6 | 382 | |
7 | 377 | |
8 | 375 | |
9 | 371 | |
10 | 361 | |
11 | 349 | |
12 | 344 | |
13 | 343 | |
14 | 339 | |
15 | 337 | |
16 | 336 | |
17 | 326 | |
18 | 326 | |
19 | 317 | |
20 | 317 |