Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - наблюдение

 

Наблюдение

наблюдение
НАБЛЮДЕНИЕ — один из методов эмпирического исследования, суть которого заключается в том, что результаты чувственного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями совмещаются со стандартными для какой-либо данной области познания средствами языкового описания. Н. отличается от простого созерцания, присутствующего как в повседневной практической деятельности человека, так и на уровне обыденного познания, реализуемого на чувственном уровне. В отличие от созерцания, неконтролируемого явным образом индивидом, Н. в научном познании обязательно обладает целенаправленным характером и организовано в соответствии с принятыми сообществом нормами и стандартами. Осуществление Н. прежде всего предполагает явное различение исследователем себя, как познающего субъекта, и тех фрагментов действительности, которые воспринимаются им в качестве объекта из учения. В тех случаях, где в роли последнего выступает внутренний мир самого ученого, обычно речь идет о «самонаблюдении». Метод самонаблюдения часто используется в области психологических и социокультурных исследований, но его результаты не обладают достаточной степенью объективности и доказательности, требуемой в современной науке.

Обычно направленность и специфика Н., используемого на этапе первоначального взаимодействия ученого с интересующими его предметами и явлениями, определяется тем, как сам ученый понимает исходную проблемную ситуацию. В зависимости от этого он выделяет определенный набор характеристик изучаемого объекта и организует свои действия так, чтобы они способствовали как можно более точной фиксации именно этих характеристик. В этом уже имеет место влияние каких-либо теоретических соображений (часто неявных) на особенность эмпирического уровня познания. Т е м не менее ученые, работающие на эмпирическом уровне, чаще всего стараются представить получаемые ими результата в качестве непосредственных «фактов действительности». В связи с подобной установкой, исследователь, используя различные формы Н., старается свести к минимуму факт собственного присутствия, своего воздействия на изучаемые явления. Сделать это абсолютным образом невозможно (хотя бы потому, что в современной научной практике Н. чаще всего производится с помощью различных приборов и инструментов, конструируемых человеком), тем не менее идеал Н. — представление объекта «как он есть сам по себе». Но выявление так называемых «скрытых сущностей», осуществляемое только при использовании приборных средств, обязательно предполагает соответствующую содержательную интерпретацию, т.е. совмещение эмпирических данных с какими-либо теоретическими рамками. Поэтому результаты Н. предпочтительно определять не как «факты действительности», а как соответствующие «эмпирические обобщения» (термин, введенный В.И. Вернадским). Данное понятие позволяет отличить простую констатацию связей, обнаруженных между различными формами проявления действительности от их теоретического обоснования, которое в науке обычно характеризуется в качестве «законов природы». Н., при котором условия функционирования исследуемого объекта активно изменяются ученым, представляет собой др. форму эмпирического познания — эксперимент.

С. С. Гусев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):