Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - проект

 

Проект

проект
ПРОЕКТ (от лат. projectus — выброшенный вперед). — В настоящее время это понятие имеет несколько основных значений: продукт и средство проектирования; организация кооперативных форм деятельности; одно из понятий экзистенциальной антропологии (напр., Ж.П. Сартра).

В значении продукта проектирования термин «П.» употребляется с конца 19 — начала 20 вв. при осуществлении традиционного проектирования (архитектурного и машиностроительного). При этом П. исполняет три функции: задает строение проектируемого объекта, описывает схемы его функционирования, характеризует основные этапы и способы изготовления этого объекта. По материалу П. представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные на бумаге или в электронном виде. Особенность проектировочных чертежей как сложных знаковых средств — возможность выражать в них одновременно две разные группы смыслов и содержаний: чисто объектные и операциональные. За счет этого П. может быть прочтен один раз как «знание и описание» (в коммуникации заказчик—проектировщик—потребитель), а другой раз — как сложное предписание (в деятельности изготовления; в этом случае отдельные единицы чертежа отсылают к определенным реальным объектам и действиям измерения и изготовления).

Но П. — это не только продукт, но и средство проектирования; при его разработке проектировщик реализует требования к проектируемому объекту, создает и сравнивает варианты проектных решений, увязывает разные планы и уровни разработки объекта. В аксиологическом отношении П. несет в себе потенцию нового: замышляя будущий объект, проектировщик не только вносит в реальность новые качества, но и реализует относительно нее свои ценности и идеалы. В норме проектирование предполагает движение от требований к функциям, а также от функций к обеспечивающим их конструкциям (и, наоборот, от конструкций к функциям). При этом осуществляется расщепление одних функций на другие, вычленение в сложной конструкции более простых и, наоборот, составление из простых более сложных конструкций (этап проектировочного анализа и синтеза), переход от одних функций и конструкций к другим. В традиционном проектировании специалист уверен, что всегда найдет для функции соответствующую конструкцию, что можно относительно независимо, параллельно набрасывать «план» функционирования и «план» строения объекта (поскольку они постоянно связываются процессом проектирования), что требования, предъявляемые к проектируемому объекту, можно удовлетворить с помощью известных типов функционирования и конструирования. В общем случае такая уверенность опирается на знания, конкретно — на знания прототипов, т.е. уже опробированных П., а также отношений, связывающих функции и конструкции (функционирование и строение). Подобные знания обретаются или в практике проектирования, опытным путем (поэтому их можно назвать «опытными») или в инженерии и науке (научные или инженерные знания).

В нетрадиционном проектировании (социальном, градостоительном, дизайнерском и прочее) функции П. меняются: он уже не задает строение проектируемого объекта, а также этапы и способ его изготовления. Главные его функции другие: возможность проектного замысла (полагание нового объекта, новых его качеств и состояний), проектная конструктивизация (т.е. разработка в специфически проектном языке замысла объекта), установка на проектную реализацию (как чистая возможность создания нового объекта: чаще всего эта возможность или не осуществляется или протекает не так, как задумана по П.). Такое расширенное понимание П. предопределяет склонность разработчиков к своеобразному «проектному фетишизму»: все то, что задумано, описано или нарисовано (начерчено) на бумаге или на экране, напр., в виде картины действий, занятий, отношений между людьми и т.д., приобретает статус реальности, мыслится как существующее или могущее существовать. Проектировщикам кажется, что если объект представлен в сознании и подробно описан, то он уже может быть укоренен и в социальной жизни.

Во второй половине 20 в. идея П. была обобщена и распространена на формы организации деятельности, ориентированной на создание различных изделий, систем и других мыслимых феноменов; например, стали говорить о П. образования, человека, культуры. В последнем случае идея проектирования сводится к простой установке на замысел нового явления как целого, практически без обсуждения условий возможности его существования, а тем более создания. Еще один случай — ретроспективный взгляд н а определенное явление как н а П. Уже имея понятие «П.», мы начинаем видеть их везде: напр., говорим о платоновском П. государства или П. модерна.

В.М. Розин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):