Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - программа

 

Программа

программа
ПРОГРАММА (от греч. programma — объявление, предписание) — понятие, обозначающее определенный способ организации сложных видов деятельности, который предполагает перспективное планирование, взаимодействие нескольких субъектов и учет многообразных внешних факторов. Научная, или научно-исследовательская, П. имеет два основных понимания. В первом значении — это особый метод реконструкции и объяснения формирования и развития науки в целом или отдельных научных теорий. Яркие примеры — концепция И. Лакотоса, получившая название «методологии научно-исследовательских программ», и работа П. Гайденко «Эволюция понятия науки».

В концепции Лакатоса развитие науки объясняется с помощью гипотезы о наличии «твердого ядра», т.е. основ опологающих идей, составляющих основное содержание научно-исследовательской П.; «защитного пояса» вокруг этого ядра; теоретической работы, заключающейся в сохранении основопологающих идей, уточнении и видоизменении понятий, выдвижении «вспомогательных гипотез», разрешении проблем и контрпримеров; предположения о «вырождении» научно-исследовательской П., когда она перестает обеспечивать приращение эмпирического содержания и теряет способность предсказывать новые факты (в сравнении с другими П.); наконец, «замены» этой П. на другую, более продуктивную. П.П. Гайденко понимает исследовательскую П. иначе, а именно как внутреннюю логику научных идей, обусловленную, с одной стороны, личностью и мышлением философа (ученого), с другой — природой и особенностью изучаемого предмета, с третьей стороны — культурными факторами (последний момент в ее работах больше декларируется, чем проводится реально).

В том и другом случаях научная П. — это те основные представления и положения, которые, с точки зрения философа или методолога науки, определяли ее становление, развитие или смену одних теорий другими. При этом специально не анализируется, как сами создатели научных теорий или наук понимали свою работу, каким образом они ее манифестировали; в частности, заявляли ли они сами какие-либо П. Все эти моменты могут рассматриваться, но только в контексте того, как философ и методолог науки понимает ее природу и развитие. Стоит обратить внимание на то, что научная П. в данном, первом, ее значении может не иметь ничего общего с реальным программированием работы философов или ученых, — это, скорее, детерминация, объясняющая развитие науки или революции в науке в понимании философа или методолога науки.

Второе значение научной П., напротив, акцентирует именно тот момент, что сами философы или ученые формулируют определенные научные П. и затем приступают к их реализации; дальше эта работа может быть продолжена их последователями. В философии в качестве примеров таких П. можно указать на П., выдвинутые Ф. Бэконом — построение новых наук и овладения силами природы; Р. Декартом — построение науки на основе новой картины мира и правильного метода, И. Кантом — реформирование философии по образцу математики и естествознания. Эти П. были не только ясно сформулированы их авторами, но постепенно реализованы усилиями последних и их последователей. Впрочем, часто только ретроспективный анализ и специальная реконструкция позволяют увидеть в тех или иных заявлениях философов и ученых новую научную П. и работу по ее реализации.

Важную роль играют П. в методологии. В работе 1927 «Исторический смысл психологического кризиса (методологическое исследование)» Л.С. Выготский утверждает, что психология должна быть естественной наукой и ориентироваться на психотехнику. В соответствии с этими идеями работал как сам Выготский, так и его ученики, которые во второй половине 20 в. построили психологическую теорию деятельности. В конце 50-х — начале 60-х гг. Г. П. Щедровицкий формулирует П. исследования мышления и построения на основе его законов содержательной логики (эффективных логических счислений, методов). В середине 60-х гг. эта П. заменяется П. построения теории деятельности.

Как правило, в методологических П. осуществляется критика традиционных и устаревших, с точки зрения методологов, способов мышления, вводится и обосновывается новое понимание мышления (деятельности, мыследеятельности); намечаются шаги по перестройке существующих понятий, способов мышления и других рефлексивных содержаний. Построения методологии, в свою очередь, могут служить П. для специалистов конкретных дисциплин. Тогда оба рассмотренные здесь понимания научных П. смыкаются. Это происходит в том случае, если в концепцию природы и развития философии и науки (теории) включаются как органический момент П. самих философов, методологов или ученых.

В.М. Розин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):