Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - тайна

 

Тайна

тайна
ТАЙНА — нечто неизвестное и запретное, являющееся объектом познавательного интереса. Понятие «Т.» содержит в себе парадокс, поскольку, для того чтобы проявлять интерес, надо иметь представление об объекте интереса. Разрешение данного парадокса в человеческой культуре происходит, как правило, благодаря тому, что Т. связывается с чем-либо известным как его подоплека или объяснение. Этот принцип находит свое выражение в традиционном словоупотреблении: слово «Т.» (а также близкие по значению слова — «загадка», «секрет» и т.п.) употребляется вместе с обозначением феномена, объяснением которого должна служить разгадка Т. («Т. материи», «Т. Бытия», «Т. смерти Александра I» и т.д.). В сфере естественных наук понятие «Т.» фактически применимо к любому объекту исследования, в то время как задачей гуманитарных наук иногда является модификация либо перекомпоновка информации, уже известной социуму и потому не могущей считаться таинственной.

Многовековые размышления о причинах существования и степени доступности таинственного привели к формированию трех основных подходов к пониманию Т.:

1) как еще непознанного, т.е. являющегося предметом возможных будущих исследований для прогрессивно развивающейся науки, дальней перспективы познания;

2) как непознаваемого, т.е. принципиально находящегося за пределами возможностей человеческого познания, как превосходящего потенциал человеческого разума в силу чрезмерной сложности, принципиальной абсурдности, либо отделенности непреодолимыми препятствиями.

3) как сокрытого, т.е. в принципе (кому-то) известного, но сознательно скрытого, засекреченного, зашифрованного.

Представления о Т. как еще непознанном стали обыденными в Новое время, как составная часть концепции позитивного прогресса знания. Современные традиционные взгляды на перспективы естественных наук содержат в себе сочетание представлений о непознанном и непознаваемом. Хотя любой имеющийся во Вселенной порядок бытия является в принципе познаваемым, вся Вселенная в целом, будучи бесконечной, принципиально непознаваема.

Классическим примером представлений о принципиально непознаваемом можно считать средневековые христианские представления о непознаваемости Бога, следствием которых стали философский и мистический иррационализм, апофатическое богословие (как обходной путь познания непознаваемого), концепция «ученого незнания» Николая Кузанского и т.д.

Проблематика «сокрытого» исторически связана с представлениями об эзотеризме, т.е. о знаниях, специально скрываемых избранным меньшинством от вульгаризации или неподобающего использования профанным большинством. В Средневековье иногда высказывалось мнение о намеренном сокрытии Богом некоторых природных или духовных Т. (аргументация Церкви против анатомического исследования трупов).

В современном обществе аналогичная проблематика «сокрытого» присутствует, прежде всего, в форме юридически охраняемых секретов — государственной, военной, коммерческой Т. и т.п. Сложная терминология философии и некоторых др. наук отчасти является результатом сознательной политики сообщества специалистов, пытающихся превратить свою отрасль знания в «эзотерическую» и тем самым воспрепятствовать деятельности не входящих в сообщество «независимых» исследователей. Теория М. Хайдеггера об истине как «потаенности», которая с помощью феноменологического исследования выводится в «несокрытость», одновременно содержит в себе элементы представлений о таинственном и как о «еще непознанном», и как о «сокрытом».

Таинственное образует горизонт познания, являясь одновременно его пределом, и указанием на дальнейшие направления развития. От интерпретации таинственного как предела познания зависит общая оценка перспектив последнего; способность к бесконечному прогрессивному развитию и к адекватному схватыванию может быть приписана познанию только при условии понимания Т. как подвижной границы, отодвигающейся и преодолеваемой по мере исследования бытия познающим разумом. Абсолютизация Т. как космологического, когнитивного либо социального предела обрекает познание на замкнутость в регионах, не расширяющихся далее заданных границ, а в силу этого — на заведомую неадекватность бытию.

К. Г. Фрумкин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):