Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - хатчесон (нutcheson) френсис

Хатчесон (нutcheson) френсис

хатчесон (нutcheson) френсис
(1694-1746) шотл. философ, представитель э т и ч е с к о г о сентиментализма. В своем первом произведении "Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели" (рус. изд. -1973) X., развивая и упорядочивая идеи А.Э.К. Шефтсбери, представил мораль как сферу особого рода идей, воспринимаемых "моральным чувством" познавательной способностью, аналогичной "внутреннему чувству", направленному на восприятие прекрасного и безобразного. Противоположное разуму как рассудку моральное чувство врожденно, непосредственно и не зависит от обучения. Восприятия морального чувства опосредствованы удовольствием и страданием. Наряду с собственно "моральным чувством" X. упоминает и др. нравственные чувства: чести и стыда, достоинства, правого и неправого, свободы и т.д., которые по своим эпистемологическим и императивным свойствам аналогичны моральному чувству. Интуитивный характер и гедонистические признаки морального чувства были подвергнуты критике англ. философом-интеллектуалистом Дж. Бёрнетом, переписка с которым послужила толчком для следующей работы X. "Объяснения к моральному чувству" (1728), во многом посвященной полемике с этическим интеллектуализмом.

Др. важным моментом моральной философии X. является учение об эмоциях мотивах человеческих поступков. Считая основными эмоциями любовь и ненависть, Хатчесон уделил главное внимание любви-благожелательности, которая представляет собой побудительный мотив действий, в отличие от морального чувства как обосновывающего, т.е. устанавливающего цель, мотива.

Существенные характеристики морального чувства и благожелательности проявляются в независимости моральных суждений и мотивов от гедонистических, корыстных, корпоративных соображений, конфессиональных представлений, образования, социального положения или стечения обстоятельств в ситуации принятия решения. Эти характеристики морали были развиты, в частности, в ходе критики морального учения Б. Мандевшя. Как и Шефтсбери, X. приходит к концептуальному пониманию независимости и априорности моральных суждений и мотивов. В этом же духе следует понимать и ту идею X., которая получила впоследствии название принципа полезности: "То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей", что давало основание многим, в т.ч. Г. Сиджвику, а вслед за ним и Дж. Ролзу, относить X. к зачинателям утилитаризма. Этические взгляды X. наряду с правовыми, экономическими и политическими обобщены в трехтомной "Системе моральной философии" (1755).

Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели // Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит. Эстетика. М., 1973; Illustrations on the Moral Sense. Cambridge, 1971; Collected Works: Faximile Editions Prepared by B. Fabian. Vol. I-VI. Hiddesheim; Zurich; New York, 1990. Апресян Р.Г. Из истории европейской этики Нового времени (Этический сентиментализм). М., 1986; Scott W.R. F. Hutcheson. His Life, Teaching, and Position in the History of Philosophy. New York, 1966.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины