Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - афанасий александрийский

Афанасий александрийский

афанасий александрийский
АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Афанасий Великий ('Αθανάσιος ό 'Αλεξανδρείας αρχιεπίσκοπος) (293, Александрия — 373, там же) — отец и учитель древней Церкви. В период тринитарных споров 4 в. был Главным защитником никейской веры в борьбе против арианства, поддерживаемого императорской властью. Православная церковная догматика обязана ему прояснением своих учений о Троице и Логосе.

В раннем возрасте получил классическое светское образование. Уже в 325 на соборе в Никее полемизировал с арианами как диакон и секретарь александрийского епископа Александра; в 328 становится его преемником на александрийской кафедре. 15 лет провел в изгнании и ссылке вследствие интриг своих противников-ариан. В 356—362 жил в Египте, поддерживая тесный контакт с коптскими монахами. При нем в 362 в Александрии был созван первый после Никейского православный собор.

Доктрина Афанасия формировалась в полемике с арианством. В основе его богословия, отдающего приоритет религиозному опыту, а не умозрительной философии, лежит идея принципиального различия Бога и творения, а также догмат “обожения” (малоазийская традиция), об* разующий ядро сотериологий. В апологетических сочинениях “Слово против язычников” и “Слово о воплощении Бога-Слова” (ок. 318) Афанасий отстаивает преимущество монотеизма и учит о вечном Логосе, через который был сотворен мир и который стал человеком (плотью). Главное догматическое творение “Три слова против ариан” защищает вечное рождение Сына из Отца и тождество их божественной природы (едшосущие). Афанасий говорит о Христе как об одном Лице, в котором выступают вместе Бог и человек, имеющие две воли. В его письмах “К Серапиону” содержатся высказывания о божественности и единосущии Святого Духа. Пасхальные послания Афанасия—ценный источник по хронологии и истории формирования канона Священного Писания. Его авторству принадлежит “Житие святого Антония” (ок. 357), явившееся образцом для всей средневековой агиографии.

Соч.: MPG, т. 25—28; в рус. пер.: Творения святого Афанасия Великого, т. 1—4, 2-е изд. Сергиев Посад, 1902—03 (репринт: М., 1994).

Лит.: Попов И. В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. Сергиев Посад, 1904; Wigt E. Untersuchungen zur Christologie des heiligen Athanasius. 1914; Hauret CA. Comment le “Défenseur de Nicée” a-t-il compris le dogme de Nicée? Bruges, 1936.

A. В. Михайловский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины