Философская энциклопедия - артха-крия-каритва
Артха-крия-каритва
АРТХА-КРИЯ-КАРИТВА (санскр. artha-kriyà-kàritva, букв. свойство быть задействованным при совершении целесообразных действий) — буддийское определение свойства эмпирической реальности. В школе йогачара реальность вещей окружающего мира разъяснялась как их способность быть предметами целесообразной деятельности или воздействовать на наши органы чувств. Для буддистов эмпирический мир не обладает подлинной реальностью: в действительности существуют дхармы, а человек видит вещи и себя. Мир вещей человеку может Сыть дан двояким образом: через чувства в настоящий момент (тогда в определенном смысле можно говорить о реальных вещах—об эмпирически, относительно реальных) и через мышление во все остальные (тогда мы имеем дело не с реальными вещами, ас мысленными конструкциями). Напр., огонь, который жжет и на котором можно готовить пищу, реален, а огонь, который мы мыслим, не реален, потому что не жжет и на нем нельзя готовить.
И. А. Канаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2260 | |
3 | 1393 | |
4 | 1351 | |
5 | 757 | |
6 | 732 | |
7 | 686 | |
8 | 664 | |
9 | 640 | |
10 | 616 | |
11 | 614 | |
12 | 561 | |
13 | 555 | |
14 | 543 | |
15 | 539 | |
16 | 531 | |
17 | 523 | |
18 | 522 | |
19 | 515 | |
20 | 515 |