Философская энциклопедия - артхапатти
Артхапатти
АРТХАПАТТИ (санскр. arthâpatti — вхождение в предмет—источник знания (прамана), признаваемый независимым в мимансе и веданте. У Шабарасвамина в “Мимансасутра-бхашье” артхапатти— допущение единственно возможного объяснения проблемной ситуации. Классический пример: видя, чтоДэвадатта не ест днем, но поправляется, мы приходим к убеждению, чтоон ест ночью (I. 1.5). Другой популярный пример: зная, чтоЧайтра жив, но не дома, однозначно предполагают, чтоон вне дома. Осознавая близость артхапатти к другим источникам знания, мимансаки позаботились об аргументации; аргхапатти — необычное умозаключение, ибо между нахождением вне дома и существованием как таковым нет такой же необходимой связи (ср. Ввяпти), как между дымом и огнем. Различались два вида артхапатти — объяснение воспринимаемого факта (случай с Дэвадатгой) и смысла услышанных слов (слово '“сожмите” в определенном контексте однозначно предполагает “губы”).
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2260 | |
3 | 1393 | |
4 | 1351 | |
5 | 757 | |
6 | 732 | |
7 | 686 | |
8 | 664 | |
9 | 640 | |
10 | 616 | |
11 | 614 | |
12 | 561 | |
13 | 555 | |
14 | 543 | |
15 | 539 | |
16 | 531 | |
17 | 523 | |
18 | 522 | |
19 | 515 | |
20 | 515 |