Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - даошэн

Даошэн

даошэн
ДАОШЭН

ДАОШЭН (Чжу Даошэн, Ши Даошэн) (355 или 360, Пэнчэн, современный Сюйчжоу провинции Цзянсу—432 или 434, Цзянькан)—китайский мыслитель, буддийский монах, переводчик и комментатор сутр. Сформулировал основные идеи, отражающие специфику китайского буддизма, в т. ч. постулат о дунь у (внезапном просветлении). Вступил в буддийскую общину монастыря Вагуан сы. Был учеником Чжу Фатая (ум. 378). Много путешествовалпосетил все основные центры буддизма того времени: гору Лушань, Чанань и Цзянькан. Был знаком с Хуэйюанем, Санградевой, Сэнчжао, Се Линъюнем, принимал участие в переводе сутр под руководством Кумарадживы. Отстаивал идею наличия природы будды во всем сущем, за что был обвинен в ереси и в 428 изгнан из столицы. Полный перевод классической “Нирвана-сутры” подтвердил позицию Даошэна. Он был реабилитирован и в 430 возвращен в столицу. Умер во время проповеди.

Даошэн был первым, кто заговорил о внезапном просветлении (дунь у). Он доказывал, что акт осознания собственной природы будды (фо син), наличествующей у всего сущего, не может быть постепенным. Сочинения Даошэна, говорившие о бессмысленности накопления заслуг и иллюзорности представлений о рае, были откровенным выпадом против основателя школы Чистой Земли (Цин ту) Хуэйюаня. Взгляды Даошэна получили дальнейшее развитие в крупнейших направлениях китайского буддизма — Чань школе и Тяньтай школе.

Из произведений Даошэна сохранилось “Толкование “Сутры лотоса Благого Закона” (“Мяо фа лянь хуа цзин шу”), фрагменты комментариев к “Нирвана сутре” (“Ни хэн цзин и шу”) и к “Вималакиртинирдеша сутре” (“Вэй мо цзе цзин и шу”). Отдельные высказывания Даошэна приводятся в сочинениях его современника Сэнчжао.

Лит.: Мяо фа лянь хуа цзин шу (Толкование “Сутры лотоса Благого закона”).—В изд.: Сюй цзан цзин ([Киотское] дополнение к буддийскому канону), т. 150. Тайбэй, 1970; Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бань (Избр. материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988; Liebentat W. A Biography of Chu Tao-sheng.— “Monumenta Nipponica”. Tokio, 1955, ¹ 11; Idem. The World Conception of Chu Tao-sheng.—Ibid. 1956, ¹ 12; Kim ïlung-ho. Tao-sheng's Commentary on the Lotus Sutra. N. Y., 1990.

M. А. Пивоварова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины