Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - мискавайх

Мискавайх

мискавайх
МИСКАВАЙХ

МИСКАВАЙХ (Ибн Мискавайх) Абу 'Алй Ахмад Ибн Мухаммад (ок. 930, Рей, Иран —1030, Исфахан) — арабо-мусульманский философ-энциклопедист, известный прежде всего своим этическим учением. Служил визирем, секретарем и книгохранителем у ряда буидских правителей. Среди сохранившихся сочинений — “Опыты народов” (“Таджариб ал-'умам”) — объемистый труд по всеобщей истории; “Вечная мудрость” (“ал-Хикма ал-халида”) — собрание изречений индийских, греческих, иранских и арабских мудрецов; собственно философское “Малое спасение” (“ал-Фауз ал-аргар”); “Улучшение нравов” (“Тахзйб ал-ахлак”).

В “Малом спасении” Ибн Мискавайх придерживается учения Аристотеля, соединяя его с неоплатонической концепцией эманации. Но в отличие от Ибн Сины и других представителей арабоязычного перипатетизма располагает теоретические философские науки в следующем порядке: математика, логика, физика и метафизика; предпочитает аристотелевское доказательство бытия Бога как перводвигателя; считает Деятельный разум первой эманацией Бога.

В “Улучшении нравов” Ибн Мискавайх, следуя за Платоном, делит психические силы на разумную, аффективную и вожделеющую, а соответствующие им добродетели — на мудрость, храбрость и воздержанность, высшим синтезом которых выступает справедливость. Вслед за Аристотелем определяет добродетель как “середину” между избытком и недостатком. Развивая телеологическую концепцию добра и зла, Иби Мискавайх полагает, что благие дела — это те, которые человек совершает по своей воле и в осуществление того, к чему он предназначен, а дурные — те, которые препятствуют полной реализации его предназначения. Добродетельная жизнь, согласно Ибн Мискавайху, возможна лишь в социуме и реализуется только в общении с себе подобными. Конституирующим элементом ее выступает дружба между людьми. Счастье в посюсторонней жизни состоит в распространении власти человеческой на окружающий мир и управление им в соответствии с требованиями “практической философии”.

Jtm.'.Arkoun M. Contribution à l'étude de l'humanisme arabe au 4—10-e siècle: Miskawayh philosophe et historien. P., 1970.

T. Ибрагим

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины