Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - навсифан

Навсифан

навсифан
НАВСИФАН

НАВСИФАН (Ναυσιφάνης) с Теоса (кон. 4 в. до н. э.) — греческий философ, причастшдй традициям атомизма и скептицизма. Последователь Демокрита (через ученика Демокрита Метродора Хиосского и его преемников — Диогена из Смирны и Анаксарха), слушатель Пиррояа и учитель Эпикура. Автор “Триподия”, в котором излагалась этика, физика и логикавероятный источник “Каноники” Эпикура (мнение биографа Эпикура Аристона, на которое ссылается Диоген Лаэртий, Χ 14). В этике Навсифану приписывается введение термина “несмутимость” (άκαταπληξία) (fr.3 = Clem. Strom. II, •21,130) вместо демокритовской “неустрашимости” (άθαμβίη) — ср. эпикуровскую “невозмутимость” (атараксия). В круг интересов Навсифана входили также математика, музыка и риторика. Представления Навсифана о риторике критически обсуждаются в трактате Филодема кз Гаиары “О риторике”, кн. 6. О Навсифане как учителе Эпикура говорят Аполлодор в “Хронологии”, Климент Александрийский в “Строматах” (Strom. I, 14, 64), а также словарь Суда; однако восходящая к свидетельствам самого Эпикура традиция отрицала это ученичество (см. Д/о .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  НАВСИФАН (Ναυσιφάνης) с Теоса (2-я пол. 4 в. до н. э.), представитель античного атомизма, ученик Анаксарха из Абдеры (ок. 380-320), последователя Метродора Хиосского. Согласно D. L. IX 69, Н. также слушал скептика Пиррона (365-275), некоторое время бывшего в числе учеников Анаксарха; вместе с Тимоном из Флиунта и Гекатеем из Абдеры он назван у Диогена «пирроновцем». Античные авторы, выстраивая линию преемства от Демокрита до Эпикура, заключительным соединительным звеном в ней видят Н. (см.: Clem. Strom. I 14, 64, ср. также D. L. IX 34-Х). Н. важен как представитель последемокритовского атомизма, включавшего элементы скептического учения. О Н. как учителе Эпикура сообщают Цицерон (Nat. D. I 73), Диоген Лаэртий (D. L. X 13, со ссылкой на Аполлодора; X 7-8), Климент Александрийский (Strom. I 14, 64) и др., в т. ч. Суда (s. ν. Ἐπίκουρος, Ε 2404); вместе с тем известно об отрицании самим Эпикуром этого ученичества (см. D. L. X 13. 15), по крайней мере его пользы и философской значимости. Цицерон, напротив, говорит, что Эпикур не отрицал, что слушал Н., но «осыпал его всякими ругательствами» (Nat. D. I 73); Секст Эмпирик приводит часть высказываний о Н., цитируя его «Письмо к философам Митилены» (Adv. math. I 2), из...
Античная философия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины